«Страшилка» в обывательском миру,
или «Почему Россия не Перу ?»
Любезный читатель, вот уже три года в России не умолкает полемика во всех средствах массовой информации – газетах, журналах, на телевидении, радио, в интернете – по поводу одной весьма заметной и занятной книги.
Итак: А.П. Паршев. Почему Россия не Америка. Книга для тех, кто остается здесь. Рекомендовано издателем в качестве начального курса экономики для министров финансов, министров экономики, директоров институтов проблем экономики переходного периода. М., 2002. Издательства: Крымский мост-9Д, НТЦ «Форум». 412 С. Тираж 15 000 экземпляров.
Сразу скажу, что это очередная «допечатка» тиража книги, которая долгое время удерживала первое место в «списках продаж». Недавно автор выпустил новый опус: «Почему Америка наступает?» – но о нем пока что полный молчок и «абзац». Сведения об Андрее Петровиче Паршине весьма скудны: известно лишь, что он – полковник погранвойск, в прошлом – офицер КГБ, ныне – преподаватель Академии Федеральной пограничной службы.
Круто автор «понты кидает» и «заявы предъявляет» (как теперь принято элегантно изъясняться). «Начальный курс экономики» господам министрам, Ясиным-Гайдарам, не нужен, ибо они – профессиональные экономисты, а господин Паршев – любитель, дилетант, кустарь-надомник. Сейчас в моде некая паранаука, ярчайшим представителем которой и является автор этой вселенски нашумевшей книги. Ему под стать иные прославленные авторы: господин Фоменко с его «новой хронологией», господин Мулдашев, встречавший в тибетских пещерах бессмертных махатм и др. Все это было на Руси: назову лишь русскую военную агентессу Е.П.Блаватскую (1831–1891), шпионку, писательницу-фантазерку-теософку, чья книга «В пустынях и дебрях Индостана» произвела некогда неизгладимое впечатление на юного Андрея Белого. Суров и грозен подзаголовок паршевской «нетленки»: «Книга для тех, кто остается здесь», спроектированный на «продвинутых». Что, читатель, подзабыл? Напомню: Фридрих Ницше. «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого». Так, знай наших. Подзаголовок, правда, скверно работает на автора (конечно, не Ницше). После прочтения сочинения Паршева возникает немедленное и неутомимое желание бежать из России куда угодно, хоть в восточный рай Туркменбаши или в царство идей «чучхе» Ким Чен Ира. Почему? Читай дальше.
Ницше изволил «философствовать молотом». Паршев вбивает читателю в голову свою экономическую теорию русской «кувалдой». Есть такая дивная пословица: «На паршивого баней не угодишь: либо жарко, либо не парко». Так вот, автору сего труда не угодил климат России. Натурально, холодно у нас, нужно тратить колоссальные средства на отопление жилых и производственных помещений, что, удорожая отечественную продукцию, делает ее неконкурентноспособной на мировом рынке. Страшно, аж жуть. Так же холодно еще в нашей сестрице скорбной – Монголии, а во всех иных странах тепло и «благорастворение воздухов». Ну-с, понятно, никакие инвестиции иностранные в экономику России по этой причине невозможны, да еще расстояния неимоверные при перевозке сырья и продукции «подкачали». Вот эти суждения настолько поразили умы адептов и противников концепции Паршева, что вокруг них и идет полемика с мордобоем и «заушанием» в течение трех лет. Это, так сказать, квинтэссенция доктрины Паршева.
Толстой когда-то сказал, мол, пугает меня Леонид Андреев, а мне не страшно. А Паршева все испугались и задрожали. И лишь телеведущий Михаил Леонтьев, экономист по базовому образованию, возразил: Америка на охлаждение воздуха при помощи кондиционеров тратит энергии и денег больше, чем Россия на отопление. Вот так. И аз, грешный, попробую кое-что вякнуть. При царе-батюшке в России было явно холоднее. Да и лет пятьдесят-тридцать назад зимние температуры в Питере были куда ниже. Мои ученики не верят, когда я им рассказываю, что в начальной школе не было занятий неделями из-за морозов в минус тридцать градусов, что в студенческие годы я ходил по льду Невы от филологического факультета к Медному Всаднику и к Петропавловской крепости (уже лет двадцать Нева не замерзает посередине). В Российской Империи проживало примерно 150 милионов человек (больше, чем в нынешней Российской Федерации). Нефти-угля добывали сравнительно мало, дровами отапливались, электричество было в диковинку – и ничего, управлялись. Сейчас же климат потеплел, т.е. и расходы на отопление уменьшились. Стояла века Россия, авось, и еще века простоит.
И инвестиции иностранные некогда текли потоком. Ротшильды-Нобели, как пчелы медоносные, устремлялись вложить денежки в экономику Руси-Матушки. В начале 1970-х годов мы с соавтором, А.В.Лавровым, комментировали роман Андрея Белого «Петербург» – вершинное достижение прозы Серебряного века – для прославленной академической книжной серии «Литературные памятники». Помню, как я был поражен количеством петербургских предприятий, принадлежавших иностранцам. Напомню, что и железнодорожное строительство велось зачастую на денежки иноземцев. Так что дело не в климате, а в отсутствии стабильности и твердых гарантий в том, что иностранный капитал не разворуют, аккуратно будут платить дивиденды и т.д. Ф.И.Тютчев как-то заметил, что история России до Петра – панихида, а после Петра – сплошное уголовное дело. Прибавим: история новой России – целый Уголовный Кодекс.
Господин Паршев принадлежит к стану квазипатриотов, часто публикуется в «отвязанной» коммуно-фашистской газете «Дуэль». Главного редактора этого преступного издания, Ю.И.Мухина, Паршев обильно цитирует в своей книге. Кстати, газета «Дуэль» без спроса и разрешения перепечатала на первой полосе мою заметку «Ох, огурчики-помидорчики. Сталин Кирова убил в коридорчике» (« London Courier », 2002, № 167, 17 May –6 June . P . 22), снабдив ее «элегантным» негодяйским заголовком «Жиды себя узнали» («Дуэль», 2002, № 39 (284), 24 сентября. С. 1). «Жиды», читатель, это – редакция «Лондонского курьера», ты и я. Ясно, что Сталин у Паршева – великий экономист, налицо «преимущества» советской «плановой» экономики и т.д.
Паршев пугает и пугает. Скоро нефтяные месторождения исчерпаются (лет через тридцать), грядет голод, войны за выживание и проч. В сентябрьском огоньковском интервью Паршев, сладострастно причмокивая, утверждает, что с 2005 года стоимость добычи тонны нефти сравнится с ее продажной ценой. Такие люди, капая слюной, ждут новых бед и потрясений. Ребята, неужто их было мало, а? Россию никогда не пустят на мировой рынок. Запад нас хочет просто-напросто поубивать голодом и т.д. Во всем, понятно, виноват Чубайс. Запад – Антихрист, и все! Горбачев-Ельцин-Гайдар-Чубайс – его верные слуги. Простые «страшилки», доходчивые, а на публику впечатление производят.
Все эти доморощенные экономисты-историки-публицисты исповедуют страшный принцип: «Чем хуже – тем лучше». Господи, в прошлом веке реки крови пролились из-за этой убийственной формулы. Вожделенно ждут эти господа нового «дефолта», краха экономики, паралича и остановки производства. Вот-вот, мол, грядет катастрофа. А защитительные меры, понятно, простые, как мычание. Прежде всего – полная автаркия (тотальная экономическая изоляция России), расстрельный запрет вывоза капитала, вожделенный запрет хождения иностранной валюты. Суждения господина Паршева до логического конца в своих гнусных статьях доводит господин Мухин: надо арестовать олигархов с ЧЛЕНАМИ СЕМЕЙ и ПЫТАТЬ, чтобы выдали номера иностранных банковских счетов. Господа, все это было, было, было…
Доллар нынче не хоронит разве что самый глупый и ленивый. Диссидент, узник брежневских лагерей, а ныне профессор биологии Кембриджского университета, обмененный некогда на лидера чилийских коммунистов Луиса Корвалана, Владимир Буковский, лет двадцать тому назад при личной встрече рассказал президенту Рейгану анекдот, который тот запомнил на всю жизнь и часто рассказывал соратникам и журналистам. Беседуют два мужика. – «Слушай, доллар падает. – Что б у тебя так … стоял, как доллар падает». Грубовато, но по делу.
Стращает Паршев и стращает. Родина наша – жалкий сырьевой придаток, глобалисты нас захомутали, ждет нас политическая отсталость и военная немощь. Скоро в обезьян превратимся. Спасет нас лишь карточная система и унизительный дефицит. Все им, бесам словоблудным, неймется. В одной серьезной аналитической статье я вычитал, что в России за последние десять лет построено 16 миллионов (!) частных домов. Оппоненты попеняли автору, мол, вполовину меньше. Пусть так, а ЭТО мало?
Господа, покорнейшая просьба: не нойте, не пугайте, не смущайте тех, кто честно работает и свято верит любому слову в типографском наборе. Служить и трудиться надо, а не руки опускать, да на печь валиться. В годы юности моей незабвенной в широком обиходе была модифицированная цитата из Блока: «И вечный ШМОН! Покой нам только снится…» Все, «шмона» больше нет и никогда не будет.
29 октября 2002 г.