С.Н.КЕЛЬ
ВОСПОМИНАНИЯ АКТЕРА, РЕЖИССЕРА И
ДИРЕКТОРА СОВЕТСКИХ ТЕАТРОВ
Актер и режиссер Сергей Николаевич Кель родился в 1893 г. В 1920 – художественный руководитель Вятского Народного Дома. В 1923-1924 – руководитель Театра-студии им.Ф.И.Шаляпина . В 1926 году – инспектор Большого театра оперы и балета. В 1927-28 – директор Пермского театра оперы и балета. В 1931-1936 – начальник издательства Центрального Дома Красной Армии.
Посвящается сорокалетию Великой Октябрьской Социалистической Революции
«ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ В ИСКУССТВЕ»
ПЛАН.
Глава 1.
Детство и влияние театра.
Первые посещения театра. Первый синематограф в Москве
1905-й год – Первая революция.
Март 1906 г. – Мне 13 лет. Кукольный мой театр из табуретки.
Импровизация «Сердце не камень».
Знакомство с артистом Императорского театра И.А.Рыжовым.
Летний театр на Филях.
Мое происхождение.
Театр в Москве, в Аквариуме, под руководством А.А. Черепанова.
Лето 1907 г. – Фили, летний театр Алексея Гавриловича Перова и Анны Помпевны Гегер-Глазуновой,
мои первые выступления на настоящей сцене. Первое посещение Московского художественного театра, «Жизнь человека» Л. Андреева.
Театр в сарае в Чухлинке, мой первый успех.
Моя театральная библиотека.
Глава 2.
Чухлинка и дачный театр
Открытие летнего нашего театра 25-го мая 1909 года. Я артист и режиссер, ложный успех. Исполнение мною роли Якова Ивановича в пьесе Чирикова «На дворе во флигеле».
Организация кружка артистов-любителей. Первые спектакли в Москве, Московский театр Корша, репертуар, состав труппы, спектакли Чирикова «Евреи» и Водекинда «Пробуждение весны». Будущая встреча с К.С. Станиславским в 1921 г. на спектакле «Чудо святого Антония». Что такое диалог? Лето 1910 года. О-во благоустройства, «Новое Кунцево» меня избирают руководителем и режиссером. Богатые владельцы дач и бедный артист-режиссер. Очень большой успех, спектакли «Самоубийца», «Виц-мундир», «Через край». Мой первый бенефис на афише. 1911 г. летний сезон в Чухлинке. Почему я плохо учился ? Наша советская молодежь. Мое дальнейшее театральное преобразование. Режиссура в прошлом. Воспоминания о моей режиссерской работе в Нижнем Новгороде, спектакль А.П. Чехова «Чайка». Артистические кадры решают качество спектакля. Николай Мариусович Радин – мастер диалога.
Глава 3
Кружок артистов-любителей
Обслуживание в Москве тогдашних театральных площадок /Романовка, О-во купеческих приказчиков, политехническое о-во и др./. Встреча в гимназии с Игорем Ильинским, Максом Терешковичем и Сережей Алексеевым. Последняя встреча с Терешковичем. «Братья Карамазовы» в Московском художественном театре. Юшкевича «Мизерер» и Ольга Владимировна Гзовская. Экзамен в Московский художественный театр. Встреча с Александром Ивановичем Адашевым. 1914 год и служба в Старой Армии. Февральская революция, батальон солдат свыше 43-летнего возраста, Петроград – встреча с Шингаревым, Керенским и Карниловым. Моя работа представителем Мурманской железной дороги по формированию рабочих дружин. Выступление Керенского в Москве в Большом театре. Октябрьская революция, первые дни, я в распоряжении Емельяна Ярославского, Николай Иванович Муралов и Александр Александрович Бордуков – руководители войск Моск. Военного округа; отношение Емельяна Ярославского к бытовым нуждам товарищей. Возобновление работы нашего кружка артистов-любителей.
Глава 4
Борьба и дерзания
Встреча с Александром Ивановичем Акашевым. Экзамен в Московский художественный театр. Встреча с Елизаветой Павловной Шубуевой и Александром Алексеевичем Остужевым, спектакль «Без вины виноватые» в театре Аквариум. Шебуева знакомит меня с Остужевым, провожаю его домой в Палашовский переулок. Ежедневные встречи с Остужевым – его благотворное влияние. Знакомство с Верой Николаевной Пашенной. Хочу быть и актером и режиссером. Тяжелый 1918 год, я работаю в штабе МВО по мобчасти и реорганизую кружок артистов-любителей в 1-ый народный передвижной театр, где меня выбирают управляющим труппой и режиссером со всеми руководящими и исполнительными функциями.
Глава 5
Первый народный передвижной театр
Просмотр нашего спектакля «На дворе во флигеле» Чирикова в зале театра Романовка /теперь театр Сатиры/ и приглашение меня артистом Московского Малого театра. Прежде чем рассказать о жизни, работе и всех впечатлениях проведенного сезона в Малом театре, расскажем о работе Народного Передвижного театра. Спектакли «Без вины виноватые» с участием Остужева, Пашенной, Турчаниновой и Шебуевой, обслуживание всех народных домов 1918 года /нардом Введенский, Каляевский, Кунцевский и др./. Вл.Ник. Давыдов работает со мной над ролями Шмага и Аркашка. Спектакль Островского «Лес» с участием М.С. Нарокова « Злая яма» Фоломеева с участием Шебуевой и Найденовой, мой большой успех в этом спектакле в роли умирающего старика. « Правда хорошо, а счастье лучше» с участием Ольги Осиповны Садовской, я играю Барабашева и играю очень скверно. Водевиль Чехова «Предложение» с участием Васеннина я очень скверно играю Чубукова.
|