Руслан Атнагулов
О древнем татарском селе Бастаново
Исследование родословной и составление моего генеалогического древа началось с поиска материалов для написания книги о древнем татарском селе Бастаново, расположенном в Мещере, авторами Девликамовым А.А. и Абдиевым А.Ш. Книгу предполагается издать к 500-летию образования села.
Первые упоминания этого населенного пункта в официальных документах появляются в начале XVI века. Татарское население села в грамотах, относящихся к XVII веку, именуется шацкими, а иногда цненскими служилыми татарами и мурзами. Основное занятие жителей - несение сторожевой службы по городу Шацку и вдоль засечных линий, сопровождение посольств. В связи с военными реформами во времена Петра I и отказ от принятия христианства жители превратились в государственных крестьян.
Среди наиболее распространенных фамилий села: Девликамовы, Тынчеровы, Клевлеевы (Клеблеевы), Канеевы, Барамыковы, Енгалычевы, Симашевы. Реже встречаются Енилеевы, Чекаевы, Сименеевы, Тахтагановы, Котлобулатовы и другие.
В процессе подготовки материалов для вышеупомянутой книги, были найдены и обработаны ревизские сказки села Бастаново за 1722, 1745, 1763, 1816 и 1834 годы, а также разрозненные метрические книги Оренбургского магометанского духовного собрания с 1832 по 1902 годы. Обработка и систематизация этих документов позволила задуматься о составлении и построении генеалогических древ основных родов села.
Обработка ревизских сказок и метрических книг ведется мною, совместно с авторами книги с 2007 года. В процессе работы приходилось сталкиваться с необходимостью читать текст, написанный скорописью XVII века. Кроме этого русские писцы по разному фиксировали татарские имена, отчества и фамилии. Также фамилии жителей села нам встретились только в сказке 1722 года, во всех последующих ревизиях фамилии уже не указывались. Переписчиками татарские имена записывались, что называется «на слух», и соответственно, при их записи трансформировались и варьировались до неузнаваемости. Часть татарских имен из ревизий не удается прочитать и идентифицировать и сегодня.
Вот примеры написания переписчиками некоторых татарских женских имен: Чупарбехи-Жафарбика, Зилка-Зулейха, Хасни Зямаль-Хоснижамол, Хабиб Зямиля-Хабибжамол. Подобные трансформации не обошли стороной и мужские татарские имена, например: Багильди-Бойкелди, Пяткулла-Фатхулло, Тифятулла-Тухфатулло, Иосип-Юсуф, Цаберди-Ижберди.
Таким образом, для того, чтобы узнать фамилии жителей села, нам пришлось, как мозаику собирать и увязывать поколения из года в год, из века в век, от первой сказки 1722 года и протягивать их до последних метрик 1902 года. Отсутствие в нашем распоряжении ревизий сделанных позже 1834 года так же осложняет ситуацию. Мы используем насколько возможно метрические книги села, в которых при записях, сами татары также допускали ошибки. К примеру, находятся ошибки при сопоставлении возрастов, указанных в метрических книгах с возрастами, указанными в ревизских сказках: совпадают имя, фамилия и отчество, но разница в возрасте или годе рождения одной и той же персоны варьировалась порой до 5-7 лет. Так как в метрических книгах до 1880-х годов фамилии не указывались, приходилось выискивать связь через возраст, имя и отчество. Еще одна сложность это то, что в ранних метрических книгах, не записывались даже и отчества, записывались только имена.
О том, что муллы мечетей села делали ошибки при регистрации браков, рождений и пр. в метрических книгах, нами были найдены 2 дела в Фонде Оренбургского Магометанского Духовного Собрания, эти дела, так же подтвердили наши предположения об ошибках в записях. Также, и в настоящее время, жители села рассказывают о том, что при смерти некоторых старейшин села, рожденных до революции 1917 года, их дату рождения не могли найти и соответственно подтвердить через метрические книги мечетей села, для получения свидетельств о смерти.
Магометанские метрические книги всех татарских сел написаны старой татарской письменностью «иске имля» - это татарский алфавит, на основе арабской графики использовавшийся до 1920 года. Данный алфавит начал применяться предками татарского народа с принятием Ислама.
Магометанские метрические книги, также как и ревизские сказки, требуют к себе особого подхода и внимания, т.к. почерк татарских писцов, переписывавших метрические книги мечетей для Оренбургского магометанского духовного собрания, оставлял желать лучшего. Возможно, что при переписи метрических книг с оригиналов, которые велись в мечетях татарских сел с января по декабрь каждого года, теперь уже татарские писцы-переписчики допускали ошибки. Например, некоторые имена в них и вовсе отсутствовали. Найдя жениха и невесту в разделе «о браках», в котором указывался их возраст, мы не могли найти их в разделе «о рождениях». Находились они либо годом ранее, либо позднее, либо не находились вовсе. Сами же оригиналы некоторых уцелевших метрических книг, на сегодняшний день находятся в ЗАГСе Сасовского района, но к сожалению не выдаются на руки для копирования. Чернила в некоторых копиях метрических книг очень сильно выцвели и выгорели, но встречаются и отличные копии, переписанные четким каллиграфическим почерком и качественными чернилами.
Для наглядности, приведу примеры переводов магометанских метрических книг разных лет:
А – из метрической книги мечети сельца Бастаново за 1832 год;
Место рождения |
Имена родителей |
Дата рождения |
Имя |
Жен |
Муж |
Новорожденные родились в деревне Бустан |
Отец-Юсуф
Мать-Мулиша |
14 февраля |
Гульхабиба |
1 |
- |
Новорожденные родились в деревне Бустан |
Отец- Яхъя
Мать- Муслима |
14 февраля |
Жамшид |
- |
1 |
Новорожденные родились в деревне Бустан |
Отец-Жонкелди
Мать-Зулейха |
12 февраля |
Хабибулла |
- |
2 |
Б – из метрической книги первой мечети сельца Бастаново за 1902 год.
Место рождения |
Имена родителей |
Дата рождения |
Имя |
Жен |
Муж |
Тамбовская губерния Елатомский уезд деревня Бустан |
Отец-елатомский мещанин Мухаммаджон Хусаинович Девликамов
Мать-Айша Изатуллаевна Сименеева, они и присутствовали при присвоении имени |
3 января |
Биби Раиса |
1 |
|
Тамбовская губерния Елатомский уезд деревня Бустан |
Отец-Хусаин Асейдуллаевич Симашев
Мать-Бадиулжамал Абдуссалямовна Девликамова, при присвоении имени присутствовал родственник Изатулла Рамазанович |
30 января |
Биби Рашида |
2 |
|
Тамбовская губерния Елатомский уезд деревня Бустан |
Отец-Фазлулла Абдуллович Клеблеев
Мать-Айша Хайрулловна Енилеева, при присвоении имени присутствовал дядя Абдулла Бахтиярович, запись сделал Изатулла Хайбуллович |
24 января |
Мохира |
3 |
|
При сопоставлении двух метрических книг скудность материала более древних магометанских метрических книг говорит сама за себя. Тем не менее, несмотря на все указанные сложности по основным татарским родам села Бастаново удалось воссоздать подлинные генеалогические древа, уходящие корнями в 1650-е года.