Исповедальная
(исповедная) ведомость - это поимённый реестр парафиян церкви ,
которые исповедовались у священника.
При составлении ведомости использовался
подворовый принцин учёта. Записывались фамилия и имя парафиянина
и членов его семьи с указанием возраста и сословия (крестьяне,
мещане, дворяне). Если парафиянин не был на исповеди долгое
время, указывались причины его отсутствия - переселение, служба в армии
и т.п.
Впервые о
ведении исповедных росписей упоминается в 1697 г. Формуляр состоял
из следующих граф: число (порядковый номер) домов или дворов; число
(порядковый номер) людей мужского пола; женского пола; сословие или
состояние; возраст; кто был у исповеди и святого причастия –
«кто ж исповедался токмо, а не причащался и за каким «винословием»;
кто у исповеди не был.
Если крестьянская семья была полной, то в
исповедях конца XIX в. фамилия записывалась один раз для всех ее
членов; у супругов указывались имя и отчество, у детей – только имя.
Если один из супругов умер, то по отношению к оставшемуся показывалось
вдовство. В росписи вносили всех детей старше года (на практике и полугода),
но в графе об их исповеди священник ставил прочерк.
Исповедную роспись
подписывал настоятель храма
Указ Синода от 7 марта 1722 года обязывал всех прихожан "быть
на исповеди и причастии , начиная с 7 лет, у своего священника ".
Если прихожанин не был дома больше года, он мог исповедоваться у другого
священника , там, где временно проживал, но обязательно должен был предъявить
в церковь по
месту проживания справку о том, что он в этот период исповедовался.
Важность этого церковного учёта в том, что он содержал очень
точные данные о численности городского и сельского православного населения ,
а также его социальной структуре , поскольку в исповедальных
книгах за 1737 - 1842 годы представители семи основных социальных групп, не считая раскольников ,
записывались отдельно: "духовные" - протопопы, попы, дьяки, дьячки, пономари,
псаломщики;
"войсковые" - генералы, офицеры, рядовые солдаты, украинские казаки;
"приказные" -
секретари, протоколисты, переводчики, канцеляристы, писари, копиисты, регистраторы;
"разночинцы" -
приказчики, монастырские служители, наемные работники, мастеровые, кузнецы, ямщики,
панские, поповские, козацкие, крестьянские слуги;
"дворовые" - дворня шляхетского
чина и других чинов;
"поселяне" - крестьяне и бобыли.
В 1843 - 1860 годах исповедальные книги фиксировали шесть становых
групп, а начиная с 1861 года - пять: духовные, военные, статские, городские
станы и крестьяне.
Исповедные документы дают точные данные о численности городского
и сельского населения того времени. Поскольку переписи
населения в отдельных
районах Российской империи (например, в Левобережной Украине) проводились нерегулярно,
а их итоги зафиксированы неполно - исповедальные ведомости могут стать ценным
документом при проведении генеалогических исследований.