Архив Александра Львовича Рашковского
Анатолий Мариенгоф.
Вместе с БДТ в Киров приехал известный поэт А.Мариенгоф, друг С.Есенина. Вот отдельные эпизоды его биографии.
В канун 1923 года Мариенгоф женился на артистке Камерного театра А. Б. Никритиной. Трижды, в 1924, 1925 и 1927 годах, побывал за границей — во Франции, Германии и Австрии, выступал там со своими стихами. Впечатления от первых двух поездок отразились в «Поэме четырех глав» и многих стихотворениях, включенных в сборник «Стихи и поэмы» (Ленинград, 1926). За ним последовали три книжки стихов для детей — «Такса Клякса» ([Ленинград, Mосква, 1927), «Мяч-проказник» (Ленинград, 1928) и «Бобка-физкультурник» (Москва, 1930).
К середине 1920-х годов издательство «Имажинисты» закрылось, и печататься Мариенгофу становится все труднее — для советских официальных издательств он представляет «некоторые неудобства» .
В 1928 году Никритина перешла в Большой драматический театр, и семья перебирается в Ленинград. К этому времени в творчестве Мариенгофа происходят значительные изменения. Стихи отходят на второй план. «Со смертию Есенина и переездом в Ленинград, — пишет он в «Автобиографии», — закончилась первая половина моей литературной жизни, в достаточной мере бурная. С 30-х годов я почти целиком ухожу в драматургию. Моя биография — это мои пьесы» Мариенгоф написал более десяти больших пьес и множество скетчей. На сцене ставились: «Заговор дураков» (1923; Проекционный театр), «Вавилонский адвокат» (1924; Камерный театр), «Люди и свиньи» (1931; Московский театр сатиры), «Шут Балакирев» (1940; Московский театр Ленсовета, БДТ им. М. Горького), «Суд жизни» (1948; пьеса ставилась во многих периферийных театрах) и другие, в том числе созданные вместе о М. Козаковым «Преступление на улице Марата» (1945; Ленинградский драматический театр) и «Золотой обруч» (1946; Московский Драматический театр). В военные и послевоенные годы на эстраде широко исполнялись его скетчи.
В 1924 — 1925 годах Мариенгоф работал заведующим сценарным отделом Пролеткино, а вскоре, главным образом в соавторстве с друзьями, начал писать киносценарии. Всего их создано около десяти. Несколько фильмов было поставлено, в том числе «Дом на Трубной» (совместно с Б. Зоричем, В. Шершеневичем , В. Шкловским, Н. Эрдманом; реж. Б. Барнет, 1927), «Проданный аппетит» (совместно с Н. Эрдманом; режиссёр Н. Охлопков, 1928), «Посторонняя женщина» (совместно с Н. Эрдманом; режиссёр И. Пырьев, 1929), «О странностях любви» (совместно с Б. Гусманом; режиссёр Я. Протазанов 1935).
Одним из ведущих жанров в творчестве Мариенгофа становится теперь проза. Большую известность получил «Роман без вранья» (Ленинград, 1927), выдержавший три издания. В 1928 году в берлинском издательстве «Петрополис» вышел роман «Циники».
В сентябре 1929 года в печати развернулась широкая кампания, направленная против Б. Пильняка, в связи с публикацией в том же издательстве его повести «Красное дерево». Писателя обвиняли в «измене революции», «политическом двурушничестве и литературном вредительстве». Вскоре к нему присоединили Е. Замятина, чей роман «Мы» также вышел в «Петрополисе». Потребовали объяснений и у Мариенгофа. 1 ноября 1929 года он направил в правление МО Всероссийского союза советских писателей письмо, где разъяснял, что, прежде чем опубликовать роман в Германии, заключил договор на его печатание с Леногизом. И все же, опасаясь травли, вынужден был признать «появление за рубежом произведения, не разрешенного в СССР, недопустимым» . Постановление правления МО от 2 ноября гласило: «Тенденциозный подбор фактов в романе «Циники», искажающий эпоху военного коммунизма и первого периода нэпа,, делает книгу объективно вредной и неприемлемой для советской общественности...» . В 1930 году в издательстве «Петрополис» вышел второй роман Мариенгофа — «Бритый человек», к счастью для автора прошедший в советской печати незамеченным. Оргвыводов не последовало.
В 30-е годы Мариенгоф работает над историческим романом «Екатерина». В 1953 году приступает к автобиографической книге «Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги»; ее сокращенный вариант — «Роман с друзьями» — был опубликован посмертно.
Свой отчет по секции драматургов Л О ССП от 21 сентября 1939 года, перечислив пьесы, над которыми он работал в последнее время, Мариенгоф заключает неожиданно: «А вообще сейчас пишу лирические стихи» . Действительно, он опять обратился к стихам. Однако давались они ему теперь с трудом. Просмотрев свой рукописный сборник «Анне Никритиной» (1926 — 1929), он отмечает: «Перечел через 10 лет, и будто писал все это не я — не моя манера, не мои мысли, не мои чувства. Вот так история! (1939)» . В 1938 — 1939 годах пишет цикл «Стихи о любви», затем сборник стихотворных миниатюр «После этого» (1940 — 1955), посвященный памяти трагически погибшего сына.
Потребность в поэтическом слове Мариенгоф снова ощутил в начале Великой Отечественной войны. В июне 1941-го он приходит на Ленинградское радио и ежедневно пишет баллады (очерки в стихах) о подвигах защитников Родины, тут же звучащие в выпусках «Радиохроники».
Вскоре, вместе с Большим драматическим театром, Мариенгоф с женой был эвакуирован в город Киров, где прожил около трех лет. Здесь в 1942 году выходят две его книги — «Пять баллад» и «Поэмы войны». Сборники эти оказались последними поэтическими публикациями поэта.
Вновь к стихам он вернулся в 50-е годы, теперь уже с целью подготовки их для издания. Но связь со своими же стихами оказалась потеряна. «На досуге я перечитал книжмцу, изданную в 1920 году, - пишет он в предисловии к циклу «Поэт и женщины» (1920, 1958). — Стихи мне не понравились. Но почти в каждом попадались, на мой взгляд, две-три хорошие строчки. <...> И вот, тщательно отделив их от чепухи, я вокруг каждой «жемчужинки» (важно сказано!) написал новые стихотворные строчки, учтя при этом свой некоторый опыт, драматический и в прозе» . Эту операцию он проделал с поэмой «Магдалина» и с большинством стихов конца 10-х — 20-х годов, в результате чего они потеряли связь с контекстом времени, в которое были созданы.
В 1958 году Мариенгоф представил в ЛО издательства «Советский писатель» рукописи двух книг — «Стихи разных лет» и «Избранное»; последняя включала две пьесы, семь скетчей и отрывки из мемуаров. В следующем году оба сборника были отклонены. Выпустили книгу в составе лишь двух пьес: «„Рождение поэта". „Шут Балакирев"» (Ленинград, 1959).
24 июня 1962 года Анатолий Борисович Мариенгоф умер.
|