Генеалогия, архивный поиск, история семьи, составление родословных
Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поиск

Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поискГлавная Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поискАрхив Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поискГенеалогия Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поискСписки архивов Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поиск Услуги сайта Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поиск Пишите

Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поиск Об авторе

Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поискКаталог сайтов

Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поискПресс - релизы

Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поискЧАВО

Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поискКарта сайта

Рассылки Subscribe.Ru

Частный электронный архив личных фондов и коллекций документов

Архив Александра Рашковского


Архив Александра Львовича Рашковского

Анатолий Мариенгоф.  

Вместе с БДТ в Киров приехал известный поэт А.Мариенгоф, друг С.Есенина. Вот отдельные эпизоды его биографии.

В канун 1923 года Мариенгоф женился на артистке Камерного театра А. Б. Никритиной. Трижды, в 1924, 1925 и 1927 годах, побывал за границей — во Франции, Германии и Австрии, выступал там со своими стихами. Впечатления от первых двух поездок отразились в «Поэме четырех глав» и многих стихотворениях, включенных в сборник «Стихи и поэмы» (Ленинград, 1926). За ним последовали три книжки стихов для детей — «Такса Клякса» ([Ленинград, Mосква, 1927), «Мяч-проказник» (Ленинград, 1928) и «Бобка-физкультурник» (Москва, 1930).

К середине 1920-х годов издательство «Имажинисты» закрылось, и печататься Мариенгофу становится все труднее — для советских официальных издательств он представляет «некоторые неудобства» .

В 1928 году Никритина перешла в Большой драматический театр, и семья перебирается в Ленинград. К этому времени в творчестве Мариенгофа происходят значительные изменения. Стихи отходят на второй план. «Со смертию Есенина и переездом в Ленинград, — пишет он в «Автобиографии», — закончилась первая половина моей литературной жизни, в достаточной мере бурная. С 30-х годов я почти целиком ухожу в драматургию. Моя биография — это мои пьесы» Мариенгоф написал более десяти больших пьес и множество скетчей. На сцене ставились: «Заговор дураков» (1923; Проекционный театр), «Вавилонский адвокат» (1924; Камерный театр), «Люди и свиньи» (1931; Московский театр сатиры), «Шут Балакирев» (1940; Московский театр Ленсовета, БДТ им. М. Горького), «Суд жизни» (1948; пьеса ставилась во многих периферийных театрах) и другие, в том числе созданные вместе о М. Козаковым «Преступление на улице Марата» (1945; Ленинградский драматический театр) и «Золотой обруч» (1946; Московский Драматический театр). В военные и послевоенные годы на эстраде широко исполнялись его скетчи.

В 1924 — 1925 годах Мариенгоф работал заведующим сценарным отделом Пролеткино, а вскоре, главным образом в соавторстве с друзьями, начал писать киносценарии. Всего их создано около десяти. Несколько фильмов было поставлено, в том числе «Дом на Трубной» (совместно с Б. Зоричем, В. Шершеневичем , В. Шкловским, Н. Эрдманом; реж. Б. Барнет, 1927), «Проданный аппетит» (совместно с Н. Эрдманом; режиссёр Н. Охлопков, 1928), «Посторонняя женщина» (совместно с Н. Эрдманом; режиссёр И. Пырьев, 1929), «О странностях любви» (совместно с Б. Гусманом; режиссёр Я. Протазанов 1935).

Одним из ведущих жанров в творчестве Мариенгофа становится теперь проза. Большую известность получил «Роман без вранья» (Ленинград, 1927), выдержавший три издания. В 1928 году в берлинском издательстве «Петрополис» вышел роман «Циники».

В сентябре 1929 года в печати развернулась широкая кампания, направленная против Б. Пильняка, в связи с публикацией в том же издательстве его повести «Красное дерево». Писателя обвиняли в «измене революции», «политическом двурушничестве и литературном вредительстве». Вскоре к нему присоединили Е. Замятина, чей роман «Мы» также вышел в «Петрополисе». Потребовали объяснений и у Мариенгофа. 1 ноября 1929 года он направил в правление МО Всероссийского союза советских писателей письмо, где разъяснял, что, прежде чем опубликовать роман в Германии, заключил договор на его печатание с Леногизом. И все же, опасаясь травли, вынужден был признать «появление за рубежом произведения, не разрешенного в СССР, недопустимым» . Постановление правления МО от 2 ноября гласило: «Тенденциозный подбор фактов в романе «Циники», искажающий эпоху военного коммунизма и первого периода нэпа,, делает книгу объективно вредной и неприемлемой для советской общественности...» . В 1930 году в издательстве «Петрополис» вышел второй роман Мариенгофа — «Бритый человек», к счастью для автора прошедший в советской печати незамеченным. Оргвыводов не последовало.

В 30-е годы Мариенгоф работает над историческим романом «Екатерина». В 1953 году приступает к автобиографической книге «Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги»; ее сокращенный вариант — «Роман с друзьями» — был опубликован посмертно.

Свой отчет по секции драматургов Л О ССП от 21 сентября 1939 года, перечислив пьесы, над которыми он работал в последнее время, Мариенгоф заключает неожиданно: «А вообще сейчас пишу лирические стихи» . Действительно, он опять обратился к стихам. Однако давались они ему теперь с трудом. Просмотрев свой рукописный сборник «Анне Никритиной» (1926 — 1929), он отмечает: «Перечел через 10 лет, и будто писал все это не я — не моя манера, не мои мысли, не мои чувства. Вот так история! (1939)» . В 1938 — 1939 годах пишет цикл «Стихи о любви», затем сборник стихотворных миниатюр «После этого» (1940 — 1955), посвященный памяти трагически погибшего сына.

Потребность в поэтическом слове Мариенгоф снова ощутил в начале Великой Отечественной войны. В июне 1941-го он приходит на Ленинградское радио и ежедневно пишет баллады (очерки в стихах) о подвигах защитников Родины, тут же звучащие в выпусках «Радиохроники».

Вскоре, вместе с Большим драматическим театром, Мариенгоф с женой был эвакуирован в город Киров, где прожил около трех лет. Здесь в 1942 году выходят две его книги — «Пять баллад» и «Поэмы войны». Сборники эти оказались последними поэтическими публикациями поэта.

Вновь к стихам он вернулся в 50-е годы, теперь уже с целью подготовки их для издания. Но связь со своими же стихами оказалась потеряна. «На досуге я перечитал книжмцу, изданную в 1920 году, - пишет он в предисловии к циклу «Поэт и женщины» (1920, 1958). — Стихи мне не понравились. Но почти в каждом попадались, на мой взгляд, две-три хорошие строчки. <...> И вот, тщательно отделив их от чепухи, я вокруг каждой «жемчужинки» (важно сказано!) написал новые стихотворные строчки, учтя при этом свой некоторый опыт, драматический и в прозе» . Эту операцию он проделал с поэмой «Магдалина» и с большинством стихов конца 10-х — 20-х годов, в результате чего они потеряли связь с контекстом времени, в которое были созданы.

В 1958 году Мариенгоф представил в ЛО издательства «Советский писатель» рукописи двух книг — «Стихи разных лет» и «Избранное»; последняя включала две пьесы, семь скетчей и отрывки из мемуаров. В следующем году оба сборника были отклонены. Выпустили книгу в составе лишь двух пьес: «„Рождение поэта". „Шут Балакирев"» (Ленинград, 1959).

24 июня 1962 года Анатолий Борисович Мариенгоф умер.

 

 Биография

Алфавитный каталог документов


Архивные новости


Ономастика - история фамилии









© Copyright 2002-2024

Архивное дело. Генеалогия. Родословные. Поиск.

Рассылка 'Генеалогия, история семьи'