С.Н.КЕЛЬ
ВОСПОМИНАНИЯ АКТЕРА, РЕЖИССЕРА И
ДИРЕКТОРА СОВЕТСКИХ ТЕАТРОВ
Актер и режиссер Сергей Николаевич Кель родился в 1893 г. В 1920 – художественный руководитель Вятского Народного Дома. В 1923-1924 – руководитель Театра-студии им.Ф.И.Шаляпина . В 1926 году – инспектор Большого театра оперы и балета. В 1927-28 – директор Пермского театра оперы и балета. В 1931-1936 – начальник издательства Центрального Дома Красной Армии.
в начало
Глава 21
Опять в Перми
Опять в Перми и Драмтеатр. И.В. Щепкин и П.Т. Черемных. Организация зимнего сезона. Худрук В.В. Образцов и актеры: Степан Муратов, Горецкий, Степная, Троянов, Вадецкая, Волгин, Сергей Балашов, Шаталов, Стрекалов, Павлов; моя постановка «Воздушный пирог» Ромашова, др. спектакли «Любовь Яровая», «Заговор Императрицы», перевод театра в Уфу и организация оперы. Студия драматического искусства при театре.
Л.Я. Патушинский, И.П. Просторов. Оперные певцы: Коваленко, Тархов, Полиновский, Гаевская; дирижер ГССС, успех театра. Летние гастроли театра Музкомедии под руководством Л.Сагайдачного.
Глава 22
Московский театр Музыкальной буффолады и Валерий Бубутов
Московский театр музыкальной буффонады. Мое директорство и материальные затруднения, Худрук В.М. Бебутов, прекрасные спектакли «Колокола Корневиля», «Цыганский барон». Огосударствление театра. Организация летних гастролей.
Как организовывались гастроли? Оформление договора с частными предпринимателями Одесского оперного театра и начало гастролей. Большой успех. Фирсанов, Правдина, Смирнов, Тидеман, Сомбато, Райхман. Склоки, общие собрания, Домбик и Ольгин.
Одесский Губсоюз Рабис судит меня за скрытую антрепризу. Исключение из членов Союза и заступничество Главискусства в лице Феликса Кона. ЦК Союза Рабис восстанавливает членом союза. Мой уход из театра буффонады и его развал. Обследование театра комиссией в составе Мих.Павл. Сахновского и Павла Алекс. Ефремова.
Глава 23
Подчиненная работа
Инспектирую в ивановском Гороно. Выдвигают придседателем комиссии при Горсовете по организации домов культуры. Чистка аппарата Гороно, травля и моя поездка в Москву к Емельяну Ярославскому. Смерть Вл. Маяковского. Письмо Ем. Ярославского в Ивановский обком ВКП/б. Мое назначение опять директором Ивановского передвижного Драмтеатра. Худрук И.Г.Громов, в составе: Северов В.Н., ГликманЯ.И., Дымов С.О., Левантовский М.Г., Левинский Д.М., Ливанов В.М., Томашевская А.С., Бенская Р.С.,Загурская Г.Н., Кашенцева В.Н., Либакова В.В., Льдинская М.Я., и художник-оформитель Изенберг В.К. Открытие театра в Шуе пьесой Игоря Чекина «Как говорили большевики» обслуживание районов Ивановской области. М.Г. Вальяни. В.П. Худашев.
Разочарование в театральной работе. Вера в себя потеряна. Безработица. Уход на издательскую работу. Зав. Кабинетом рабочего автора Учпедгиза. Зав. массовым сектором Крайгиза. Нач. издательства ЦДКА. Нач. Военного сектора Изогиза и Шев строительства Дома Книги. Томский и Рыков. Мутных, Колосков.
Проохожу курсы по самодеятельному искусству при Доме Народного творчества им.Н.К. Крупской. С.И. Евкин. Командирование в Челябинск и работа по самодеятельному искусству. Челябинская Олимпиада и К.В. Рындин.
Глава 24
Опять директор театра
Ижевск. М.И. Имас. Русский госдрамтеатр. Н.М. Цертелев. А.М. Кречетов. Евреинова, Платонов, Моя предпоследняя постановка пьесы Горького «Васса Железнова».
Летние гастроли в Днпропетровске. С.А. Александров и Истомин.
Глава 25
Кизеловский Шахтерский театр
Мой переход в Молотов, направление в Урольскую Кочегарку-Кизел. Вторая встреча с П.Т. Черемных, А.А. Нерадовым и Н.А. Адиной. Львов-Краев и Казина. Бронина и Самойлов. Хорошие спектакли. Худрук Цертелев Н.М. Сначала я замдиректора, а в дальнейшем опять директор. С.И. Гительман и А.Ф. Устинов.
Успех театра. Выезды на шахты. Большая помощь и поддержка Министерства угольной промышленности СССР. А.Н. Дамаева, В.Г. Василевский. Летние гастроли в Егоршино и Богословске.
Глава 26
Великая Отечественная война, Кизеловский театр,
Молотовская областная филармония и Тобольск
Июнь 1941 года – Великая Отечественная война. Опубликование моей телеграммы по радио о добровольчестве. Расформироаний театра решением Облисполкома.
Сохранение театра, обслуживание шахт, успех театра, премирование, моя последняя режиссерская работа «Накануне» Афиногенова. Шубин, прекрасный спектакль в постановке Шубина по Гончарову «Обрыв». Мой уход в армию и через четыре месяца возвращение в театр.
Молотовская филармония. С.Ф. Никишкин и направление в Москву. В моск. обл. филармонию работать не пошел. Н.А. Костелин, Самарин-Волжский. Первый областной драм.театр, тяжелые материальные условия. Худрук И.Ф Арнгольд, Н.Н. Рыбников. Гастроли по области. Передача театра В.Ф. Пименову и отъезд в Омск и Тобольск. Организация драмтеатра в Тобольске в военных условиях. Опять встреча с А.А. Нерадовым и Н.А. Адиной, в составе труппы Л.Л Куприянова, К. Навиков, Роганова, Кухтерина и Савелова.
Глава 27
Государственный Чусовский драмтеатр и наш Советский
Новый Сахалин
Последнее директорство театром вплоть до 1945 г. в Чусовой. Н.Д. Медведев и его спектакль в день Победы «9 мая» «Где-то в Москве».
Министерство угольной промышленности СССР направляет меня в Южносахалинск в распоряжение комбината Сахалин-уголь. Выдвижение председателем культкомиссии Обкомпрофсоюза угольной промышленности. Организация культмассовой работы среди шахтеров. 2-ая Сахалинская олимпиада самодеятельного искусства. Поездка с Корсаковским драмтеатром по всему Сахалину – впечатления, встречи с японцами, отъезд на Родину.
Глава 28 заключительная
Становление Советского театра и его развитие
Знамение времени. Военный коммунизм и НЭП. 1905 год и последующие февральская и октябрьская революции. Две войны. Пятилетки. Опатия и усталость. Несвоевременное мое происхождение на свет, если бы родился в советские годы и получил-бы советское воспитание, люди моего характера и возможностей могли бы принести искусству и народу настоящую большую пользу.
С. Кель
|