Генеалогия, архивный поиск, история семьи, составление родословных
Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поиск

Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поискГлавная Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поискАрхив Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поискГенеалогия Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поискСписки архивов Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поиск Услуги сайта Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поиск Пишите

Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поиск Об авторе

Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поискКаталог сайтов

Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поискПресс - релизы

Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поискЧАВО

Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поискКарта сайта

Рассылки Subscribe.Ru

Частный электронный архив личных фондов и коллекций документов

Архив Александра Рашковского


Архив Александра Львовича Рашковского

Тайны биографии наркома Потемкина.

В конце 1941 г. в город Киров был эвакуирован наркомат просвещения РСФСР. Наркомом был Владимир Петрович Потемкин. О некоторых аспектах тайной деятельности этого наркомата я уже писал в своих работах, опубликованных в интернет-журнале Евгения Берковича «Заметки по еврейской истории»( // berkovich - zametki . com ). Дальнейшее изучение мемуарной литературы открыло немало загадочного в биографии Владимира Петровича.

Во многих справочниках и энциклопедиях написаны следующие биографические данные о нем ( см., например, Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000). Владимир Петрович Потемкин (7.10.1874, Тверь - 23.2.1946, Москва), дипломат, академик АН СССР (1943), действительный член Академии педагогических наук (1943), дважды лауреат Сталинской премии (1942, 1946). Однако, в справочнике Российской Академии Наук сказано, что он родился в 1877 г. Почему такое расхождение пока неясно.

Родился Потемкин в семье врача. В 1893 г. окончил тверскую гимназию и поступил в Московский университет на историко-филологический факультет. Университет он окончил в 1898 г., где и был оставлен на два года при кафедре всеобщей истории для получения профессорского звания (Н.Н. Селихов «Советская педагогика», 1972, № 3, с. 106). С 1900 преподавал в школах в Москве и Екатеринославе. В 1903 примкнул к революционному движению. Но, вот что интересно.

Оказывается Владимир Петрович был профессиональным гебраистом. Для справки - гебраистика ( от греч. hebraios — еврей, еврейский), комплекс гуманитарных дисциплин, изучающих еврейскую культуру; в языковедческом аспекте — изучение древнееврейского языка и памятников письменности. В 1904-1905 годах, он опубликовал в еврейском журнале «Восход» докторат о еврейских пророках. (Исторический альманах «Минувшее», №10, М., 1992, с. 176). Все это в советское время почему-то тщательно скрывалось. Не был ли он крещеным евреем, окончившим ешиву, из-за чего и расхождения с годом рождения?

Кроме того, А. М. Горький посылал Потемкину для поправок стихи Яффе в переводах Белика и Черниховского для сборника «Помощь»(СПБ, 1901). Значит, Владимир Петрович был признанным знатоком иврита. Работая в Тверской земской управе, он прочитал лекцию «Древнееврейская религия и пророки» с целью сбора денег для местной организации РСДРП ( «Советская педагогика», 1972, №3, с. 111).

С февраля 1917 г. работал в отделе народного образования Московской земской управы. С ноября 1917 член коллегии школьной политики и зав. отделом Наркомата просвещения РСФСР. Он принимает участие в подготовке программных документов о единой трудовой школе, даже в июле 1918 г. председательствует на первом всероссийском съезде учителей. Вообще организация съездов было тогда его главным занятием. Сейчас это трудно себе даже представить, но в 1918-19 гг. в атмосфере гражданской войны под его руководством было проведено более 180 съездов и совещаний учителей и работников народного образования, сыгравших важную роль в строительстве новой школы.

В 1919 вступил в РКП(6). В мае-сентябре 1919 начальник политотдела Южного фронта, с января 1920 - Юго-Западного фронта. Видимо тогда он и попал в «команду» И.В. Сталина, в которой оставался до последних дней своей жизни. Затем он командовал особым отрядом (каким!?), был член Реввоенсовета 6-й армии.

В начале 20-х годов Потемкин заведовал Одесским губернским отделом народного образования, где сумел сплотить вокруг себя очень способную творческую молодежь (Ривес, Шульман, Лозинский и др.), которая, в дальнейшем, внесла существенный вклад в развитие отечественного образования.

Далее судьба Потемкина делает крутой поворот и с 1922 г. он находится на дипломатической работе, занимая целый ряд ответственных постов. В 1922 г. – член Советской репатриационной комиссии во Франции. В 1923 г. – председатель репатриационной комиссии в Турции. В 1924-1926 гг. – генеральный консул СССР в Стамбуле. В 1927-1929 гг. – полпред в Турции. В 1929-32 Владимир Петрович полпред в Греции, в 1932-34 - в Италии, в 1934-37 - во Франции. Муза Васильевна Канивез – вдова известного советского дипломата-невозвращенца Ф.Ф. Раскольникова – в своих воспоминаниях пишет, что полпреда в Италии В. Потемкина очень критиковали за поддерживание личных отношений с Муссолини. На его письменном столе стояла фотография ДУЧЕ с дружеской (!) надписью («Минувшее», №7, М., 1992, с. 63). Надо отметить, что до него нашим послом в Италии был Л. Б. Каменев, который был приятелем Муссолини еще с дореволюционных времен. Какие вопросы обсуждали Потемкин и Дуче во время своих частых встреч с глазу на глаз, остается только догадываться. Кстати, сейчас широко известно о том, как немцы освободили Муссолини после его ареста при перевороте 1943 г. Однако, сведущие люди утверждают, что освободили его наши спецслужбы по указанию Сталина, который боялся быстрого продвижения американских войск по Италии и Балканам. Не исключено, что в подготовке этой операции принимал участие и Потемкин, который хорошо знал все тайные резиденции Муссолини. В 1933 г. он подписал советско-итальянский договор о дружбе, ненападении и нейтралитете. С 1934 г. член советской делегации в Лиге Наций («Советская педагогика», 1972, №3, с. 113). Интересно, на сколько лет был заключен договор с Италией, и как могла напасть Италия на СССР, не имея с ней общей границы? Вообще, послужной список Потемкина на дипломатической работе очень интересен. Он все время находился в районе Средиземного моря. Видимо именно через него осуществлял переброску в Палестину своей агентуры Ф.Э. Дзержинский. Дружеские связи Кемаля Ататюрка с руководством СССР известны, но мало кто знает, что турецкой армией фактически командовал М.В. Фрунзе, а его ближайшим помощником там был Мате Залка - будущий герой войны в Испании. Именно Потемкин «присматривал» за Троцким после его высылки из СССР, а затем за его сыном Львом Седовым во Франции. Видимо именно Владимир Петрович и был резидентом личной разведки Сталина в районе Средиземноморья. Такая разведка существовала, но, о ее деятельности до сих пор мало чего известно.

С апреля 1937 года Потемкин 1-й зам. наркома иностранных дел СССР. 10 мая 1939 г. Владимир Петрович посетил Варшаву, где встретился с министром иностранных дел Ю. Беком. «Путем подробного анализа соотношения сил в Европе и возможностей эффективной франко-английской помощи Польше, - сообщал Потемкин об этой встрече, - я привел Бека к прямому признанию, что без поддержки СССР полякам себя не отстоять. Я подчеркнул, что СССР не отказал бы в помощи Польше, если бы она этого пожелала. Бек, со своей стороны, констатировал необходимость для Польши опереться на СССР, в случае нападения на нее Германии». Уже 11 мая Молотов принял посла Польши и пригрозил ему, что Польша может согласиться на советские условия слишком поздно. Здесь не будет лишним вспомнить предшествующие события советско-польских отношений.

Ю. Бек с 13 по 15 февраля 1934 г. провел в Москве исчерпывающие переговоры со своим коллегой Максимом Литвиновым. На переговорах прежде всего затрагивался вопрос о польско-германской декларации. Как нам известно по собственноручно записанным Литвиновым выводам, советского наркома главным образом интересовал вопрос: наладила Польша сотрудничество с Германией на основании секретного соглашения или не наладила? Переговоры с Беком Литвинов рассматривал, как своего рода следствие, которое должно было прояснить, насколько обоснованны его подозрения. Отвечая на поставленные себе вопросы, он пришел к выводу, что хотя Польша и чувствует себя безопасной со стороны Германии, но это вовсе не значит, будто «она уже заключила какое-то секретное соглашение с Германией». По его мнению, Польша стремилась замаскировать свою новую ориентацию или свои новые планы, поддерживая внешне хорошие отношения с СССР, что было выгодно и для советской стороны, и поэтому, как он считал, Польше не стоило в этом мешать, а, наоборот, следовало идти ей навстречу.

Выводы и замечания Литвинова, хотя и были проникнуты недоверием и подозрительностью к Варшаве, но, в общем, отражали истинное положение вещей: Польша не заключала секретного договора о сотрудничестве с Германией и на тот момент была заинтересована в поддержании хороших отношений с СССР, что Литвинов счел выгодным и для советской стороны. Выводы Литвинова подтвердили также то, что и в Варшаве, и в Москве в политике сближения в то время усмотрели важный фактор, благоприятный для политических интересов обеих стран, и решили поддержать эту тенденцию. Конкретным результатом этого, стало продление, после визита министра Ю. Бека, польско-советского пакта о ненападении сроком на 10 лет, то есть до 1945 г. (!!!) («Независимая газета» от 24 января 2005 г.).

А в сентябре 1939 именно В.П. Потемкин вручил польскому послу в Москве ноту, в которой объявлялось о вводе советских войск на территорию его страны под предлогом, что "польское государство и его правительство перестали существовать". Исходя из всего сказанного, можно с большой долей уверенности сказать, что в подготовке ПАКТА МОЛОТОВА-РИББЕНТРОПА Владимир Петрович принимал самое активное участие, тем более, что он имел большой опыт подготовки таких соглашений.

В течение 2-5 октября 1939 года в Москве происходили переговоры между Председателем Совнаркома и Наркомом иностранных дел СССР Молотовым и Министром Иностранных Дел Латвии г. Мунтерсом по вопросу о заключении Пакта о взаимопомощи между СССР и Латвией.
В переговорах участвовали т.т. Сталин, Потемкин и Полпред СССР в Латвии т. Зотов, а со стороны Латвии - Посланник Латвийской Республики в СССР г. Коциньш. Переговоры закончились подписанием 5 октября Пакта о взаимопомощи. Этим был закончен «мягкий» период сталинской предвоенной дипломатии и на международную арену перед началом войны должен был выйти «зверь». Потемкин был переведен на другую работу, а на его место в наркомате иностранных дел был назначен … А.Я. Вышинский.

В 1940 г. Владимир Петрович оказался на посту руководителя Наркомата просвещения РСФСР. Несомненно, что это был удачный выбор. Н а посту наркома просвещения Сталину нужен был человек, который был не только аналитиком, но и мог бдительно следить за всеми процессами подготовки и проведения обучения, а также всеми процессами культурной и идеологической работы в учебных заведениях.

Но, это не самое главное. На посту наркома начался новой этап тайной деятельности Потемкина. Надо было готовиться к войне, и Владимир Петрович активно осуществлял эту подготовку по линии своего наркомата. Была организована паспортизация школьной сети РСФСР и закрыто 1,5 тыс. школ. Учителя этих школ были переведены на другую работу ( Н.Н. Селихов «Советская педагогика», 1973, №2, с. 115). Сделано это было якобы без ущерба для образования в стране. Ясно, что эти здания были отданы под военные школы, которые обучали многочисленных малограмотных солдат в новых формированиях для готовящейся войны против Германии. И учителя пригодились. Позднее эти здания были переданы под эвакуируемые детские учреждения и госпиталя, что, кстати, планировалось уже с 1940 г. Кроме того, наркомат просвещения предложил выделить всем сельским школам большие пришкольные земельные участки. К 5 февраля 1944 г. их площадь составляла 77 тыс. гектаров, что очень помогло школам выжить в годы войны. Одновременно была организована практическая работа школьников на фабриках и заводах, в колхозах и совхозах. При всех детских домах были организованы мастерские, часть которых даже выпускала военную продукцию. Подсобные хозяйства детских домов и других учебных заведений наркомата не только обеспечивали себя овощами и другими продуктами, даже сдавали государству до 1500 тонн зерна. Дети собирали грибы и ягоды, лекарственные и технические растения ( «Советская педагогика», 1973, №2, с. 118).

Вот несколько документов из Государственного архива Кировской области, фонд Р- 2342, опись 2.

Дело 38, л. 20 – Письмо начальника спецсектора Кировского облоно № 67/сс от 30.05.1941 г. в адрес спецсектора Ленинградского облоно с просьбой план, предусматривающий эвакуацию детских домов во время войны из Ленинградской области в Кировскую. На л. 22 – ответ « план остается без изменений».

Дело 66, л. 15 – Письмо зам. Наркома просвещения РСФСР Новикова № 149с от 06.02. 1946 г. В нем говориться, что до войны новое строительство школ на 880 учащихся осуществлялось с учетом работ по приспособлению их под госпиталя.

Дело 41, л. 53 – Письмо наркомата просвещения РСФСР № 1807с от 18.06. 1941 г. « О запрете направления детей репрессированных из детских домов в ремесленные училища, железнодорожные училища и школы ФЗО».

Именно наркомат просвещения курировал все учреждения образования и культуры РСФСР. А эти учреждения были во всех населенных пунктах страны, даже в тех, где не было подразделений НКВД. Это была идеальная сеть для сбора достоверной независимой информации, необходимой Сталину для создания всеобъемлющего контроля в стране, в том числе и за НКВД. Кто бы мог догадаться, что такое подразделение есть в наркомате просвещения.

Во время Великой Отечественной войны Потемкин, одновременно, был членом группы внештатных лекторов при Главном политическом управлении РККА. Он же был главным редактором толстых фолиантов "Истории дипломатии" (т. 1-3. М., 1941-45), основной целью которых было сокрытие агрессивной политики руководства СССР.

Вот еще несколько документов из того же архива, которые ярко характеризуют работу наркомата просвещения.

Дело 56, л. 54 – Секретное письмо наркома просвещения РСФСР В.П. Потемкина председателю Кировского облисполкома П.П. Кокурину « О направлении в Кировскую область 100 детей, насильно уведенных в Германию и оккупированные ею страны». Странно, но этих детей не рекомендовалось отдавать родителям и запрещалось отдавать на усыновление .

Дело 64, листы 7-11 – « Акт передачи детей, возвращенных из Финляндии в СССР в порядке репатриации из освобожденных районов» от 6 февраля 1945 . К акту приложен список детей с из полными данными, всего 47 человек. Любопытно, что один из детей имел фамилию Кекконен.

Дело 60, л. 44 – Приказ наркома просвещения РСФСР В.П. Потемкина № 1396с от 12. 09. 1945 г. « О поступлении в учреждения немецкой литературы на русском языке, выпущенной в фашистской Германии». Наши фронтовики привозили немало такой литературы из Германии, и она попадала даже в библиотеки учебных заведений. Пока не удалось найти свидетельства, что такая литература попадала в библиотеки учебных заведений нашей области, но на кировском рынке эта литература периодически появлялась.

Дело 60, л. 46 – Письмо наркома просвещения РСФСР

В.П. Потемкина № 1465с от 25.09. 1945 г. о решении Оргбюро ЦК партии по незамедлительной ликвидации задолженности бюджета детским домам. К чести наркома, следует отметить, что он об обеспечении своих учреждений всем необходимым заботился очень серьезно. Время нахождения Владимира Петровича на этом посту было крайне тяжелым. И все-таки удалось не только сохранить школу, но и провести ряд пусть и неоднозначно оцененных преобразований. Вскоре после Великой Отечественной войны Потемкин сделал попытку (невольно хочется сказать – героическую попытку) восстановить хотя бы неполное классическое образование в нескольких средних школах. Были изданы учебники латинского языка для восьмых – десятых классов и осуществлены учебные издания римских классиков. После смерти Владимира Петровича, это дело было спущено на тормозах. Тем не менее еще в начале 50-х годов в одной из московских школ ( в Староконюшенном переулке ) Сергей Аверинцев с восьмого по десятый класс изучал латинский язык и смог прийти на первый курс университета с тремя годами латыни. ( Станислав Джимбинов «Коэффициент искажения», «Новый мир», 1992, №9, с. 211).

6 октября 1943 года Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР была организована Академия педагогических наук РСФСР. Ей поручалась научная разработка вопросов общей педагогики, специальной педагогики, истории педагогики, психологии, школьной гигиены и методов преподавания основных дисциплин в начальных и средних школах, а также подготовка через аспирантуру и докторантуру научно-педагогических кадров для вузов и научно-исследовательских институтов по педагогике и психологии. Первым президентом Академии педагогических наук был назначен (!) Народный Комиссар просвещения РСФСР, академик АН СССР В. П. Потемкин. 14 февраля 1944 г. СНК РСФСР утвердил Устав и установил сеть учреждений Академии: НИИ теории и истории педагогики; НИИ методов обучения; НИИ психологии; НИИ дефектологии; Музей по народному образованию; Государственная библиотека по народному образованию. 11 марта 1944 г. СНК РСФСР определил первый состав действительных членов (13 человек) и членов-корреспондентов (13 человек) Академии. Действительными членами АПН РСФСР стали профессора А. С. Барков, В. Н. Верховский, И. А. Каиров, К. Н. Корнилов, Е. Н. Медынский, Н. В. Чехов, академики АН СССР Н. С. Державин, С. П. Обнорский, А- М. Панкратова, В. П. Потемкин, Л. В. Щерба, член-корреспондент АН СССР А. Я. Хинчин, писатель А. Н. Толстой.

При участии Потемкина в школах были введены выпускные экзамены в 4-х и 7-х классах, экзамены на аттестат зрелости, установлены награды золотыми и серебряными медалями. Владимир Петрович был организатором регулярных Педагогических Чтений.

Нельзя не отметить, что Потемкин был членом Чрезвычайной комиссии по установлению обстоятельств расстрела немецко-фашистскими захватчиками военнопленных польских офицеров в Катынском лесу. Эта комиссия пыталась доказать, что польских офицеров расстреляли немцы, а не НКВД. Судя по стилю официальных сообщений комиссии, Владимир Петрович принимал в их составлении самое активное участие.
Он автор работ по истории международных отношений, истории Франции, Парижской коммуны, английского рабочего движения над частью из которых, он работал в годы войны в Кировской областной научной библиотеке им. А.И. Герцена.

Умер Владимир Петрович Потемкин 23 февраля 1946 г. в Москве. Прах его погребен в Кремлевской стене. Мало кто из наркомов РСФСР удостоился этой чести.

Удивительно, но о жизни и деятельности Потемкина практически ничего не написано, хотя он был академиком АН СССР и президентом АПН РСФСР. Можно сказать, что Владимир Петрович остался в тени своей тайной деятельности даже после смерти.

Вятка, 21 ноября 2005 г.

   

 Биография

Алфавитный перечень документов


Архивные новости


Ономастика - история фамилии









© Copyright 2002-2024

Архивное дело. Генеалогия. Родословные. Поиск.

Рассылка 'Генеалогия, история семьи'