Генеалогия, архивный поиск, история семьи, составление родословных
Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поиск

Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поискГлавная Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поискАрхив Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поискГенеалогия Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поискСписки архивов Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поиск Услуги сайта Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поиск Поиск в Израиле Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поиск Маленькие истории Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поиск  Блог Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поиск Пишите

Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поиск Об авторе

Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поискКаталог сайтов

Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поискПресс - релизы

Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поискЧАВО

Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поискКарта сайта

Рассылки Subscribe.Ru
архивное дело: генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поиск

Частный электронный архив личных фондов и коллекций документов

Архив Александра Рашковского


Архив Александра Львовича Рашковского

Вятский гомеопат, друг человечества.

 

О Дмитрии Яковлевиче Далматове я впервые прочитал в книге Евгения Дмитриевича Петряева « Записки книголюба» (Киров, 1978, с. 76). Работая над хронологией истории Вятского края, обнаружил о нем немало новых сведений, которыми и хочу поделиться.

Дмитрий Яковлевич Далматов воспитывался в Лесном институте и прослужил 25 лет по корпусу лесничих, причем 10 лет губернским лесничим в Гродно, Перми и Новгороде («Вятские губернские ведомости» за 23 февраля 1877 года).

В ученом мире он приобрел известность трудом «Беловежская пуща и история зубра». За этот труд автор был избран в действительные члены Русского географического общества и получил от Лондонского зоологического общества золотую медаль с надписью « Господину Далматову в знак признательности за заслуги».

Он был знаком с учеными и писателями, в том числе и с Владимиром Ивановичем Далем. От него Далматов получал письма и книги, воспринял и азбуку гомеопатии, а в Вятке уже имел известность доступного и бесплатного лекаря.

Последние 22 года жизни он служил управляющим почтовой конторой. Далматов получил назначение в Вятку 4 января 1869 года.

Вятчане прозвали его «друг человечества» за то, что он каждое утро, безвозмездно, подавал советы больным и лечил их гомеопатией. Пациенты Далматова с утра заполняли весь почтовый двор, но прием шел только час, до начала служебных занятий в почтовой конторе.

Дмитрий Яковлевич был членом Вятского комитета Православного миссионерского общества. 2 сентября 1871 года он выступил на его заседании с запиской - обращением.

 

В Вятское Православное миссионерское общество.

 

С незапамятных времен, всюду медицина была спутницей религий человека. Многие священники нашей церкви пролагали себе пути-дороги исцелением болезней между инородцами. Магометане, по грубости принципов своей религии, исповедуют предопределение судьбы, а потому весьма редко прибегают, особенно низший класс, к пособию врачей.

И в самих таких болезнях, у мусульманина одна только надежда на чтение муллой молитвы над болящим.

Можно с достоверностью сделать такое заключение, что, между ныне отпадающими, елабужскими татарами есть чрезвычайно много всякого рода болезней и, при благоразумном ведении дела, врач-священник может иметь несравненно больше влияния для склонения их в Христианскую религию. Не даром сказал премудрый Сирах, что художество врача вознесет главу его.

Соглашаясь со всеми сочленами Вятского отдела Миссионерства касательно мероприятий по возвращению отпадающих магометан к Христианской церкви, я думал, что было бы весьма полезным, для поднятия между ними нравственного значения наших Миссионеров, снабдить последних гомеопатическими лечебниками и аптечками.

Целесообразность такой меры оправдалась уже опытами у нас, в Алтайском крае.

Вот что находим в отчете Миссионерского общества за 1866 год: « По свидетельствам, полученным из Алтайской миссии видно, что бывали случаи, где миссионеры при помощи гомеопатии изумляли даже Лам, хвалящихся своим искусством лечения. Можно сказать, что, когда наши миссионеры ознакомятся с легким и верным гомеопатическим способом лечения, то они сильно поколеблют влияние Лам на инородцев».

Из новейших газет видно, что Преосвященный епископ Иркутский ныне снабдил уже всех своих миссионеров гомеопатическими аптечками и лечебниками. Известно, что Ламы просвещеннее и развитие наших татарских мулл, а, следовательно, нашему образованному священству

предлагаемым мною способом будет легче достигать цели, нежели Алтайским миссионерам.

При сем имею честь приложить три гомеопатических лечебника и три аптечки для передачи, по усмотрению нашего Общества, трем священникам миссионерам.

Статский советник Далматов, 2 сентября 1871 года.

 

Как это ни удивительно, но алтайских миссионеров возглавлял вятский уроженец. Это был Михаил Козмич Якимов.

Его отец был священником в селе Нема Нолинского уезда Вятской губернии. Он рано умер, оставив на попечении жены двух маленьких сыновей. В 1850-1856 годах Михаил Козмич учился в Вятской семинарии, а, после ее окончания, принял монашество в Вятском Успенском Трифоновом монастыре. Через два года после этого, он поступил в Казанскую Духовную семинарию.

В 1862 году он был назначен миссионером на Байкал и с того времени служил святому делу обращения ко Христу язычников в Сибири, возглавив, в скором времени, деятельность всей миссии в Иркутске. В дальнейшем он стал епископом Мелентием, викарием Иркутской епархии («Вятские губернские ведомости», 1879, № 9, с. 4).

 

Вятский комитет Православного Миссионерского общества поддержал предложение Д.Я. Далматова и вот 15 января 1872 года он пишет письмо уже в адрес Председателя Комитета.

 

Ваше Преосвященство!

 

Милостивый Архипастырь!

 

Согласно уведомлению Вашему от 15 сентября 1871 года № 155, препровождая, при сем, полученные мною из центральной гомеопатической аптеки три экземпляра лечебника с аптечками, покорнейше прошу меня извещением: не представляется ли надобности,

еще кого из Миссионеров Священников снабдить гомеопатическими аптечками, которые бы я мог отослать по Вашему указанию прямо от себя, без траты для Вятского Комитета Миссионерского общества на покупку их.

Поручая себя Молитвам Вашего Преосвященства, с чувством глубокого почтения и преданности,

Имеющий честь быть Вашего Преосвященства Покорнейшим слугой, Дмитрий Далматов (Государственный архив Кировской области, фонд 811, опись 1, дело 14). Кроме Далматова в работе общества участвовали такие личности, как вятский вице-губернатор Федор Николаевич Домелунскен, директор народных училищ губернии Сергей Андреевич Нурминский, протоирей кафедрального собора Стефан Никифорович Кашменский.

 

Далматов оставил о себе добрую память и тем, что помог Виктору Васнецову поступить в Академию Художеств, поддерживал ссыльного художника Андриолли.

Павел Васильевич Соловьев, который работал врачом в Вятке, познакомился с Дмитрием Яковлевичем и стал … гомеопатом.

Павел Васильевич родился 1 июля 1843 года в Вятке. В 1863 году окончил курс Вятской гимназии и прослужил около трех лет учителем народных школ. В 1863 году поступил в Казанский Университет на медицинский факультет, где окончил курс со степенью лекаря и званием уездного врача в 1872 году. После этого он начал работать земским врачом в Сызранском уезде Симбирской губернии. Здесь ему впервые пришлось видеть практическое применение лекарств по способу Ганемана местными помещиками и сельским духовенством. В Казанском университете о лечении по способу Ганемана, по обыкновению, будущим врачам ничего не сообщалось. В 1875 году Соловьев был переведен в Вятку врачом подвижного лазарета Вятского отдела Российского Общества Красного Креста, где познакомился и подружился с Далматовым.

Обязанности службы были в мирное время оказывать медицинскую помощь деревенскому населению губернии, особенно во время эпидемии, для чего приходилось быть постоянно в разъездах  по указанию местного Управления Красного Креста, а в военное время быть в тылу армии. Лазарет состоял из врача и фельдшера, с небольшой дорожной аптекой.

Ознакомившись достаточно с гомеопатией и видя на практике прекрасные результаты этого лечения, доктор II. В. Соловьев получил разрешение от Главного Управления Красного Креста, через губернатора, который был председателем Вятского местного Управления Красного Креста, лечить в деревенской практике по способу Ганемана и с 1875 года он начал применять в большинстве случаев этот метод лечения.

Успех лечения получался теперь более благоприятный, чем ранее, особенно при острых заболеваниях. И вот, 16 Апреля 1876 года от Председателя Главного Управления. Российского Общества Красного Креста, П.В. Coловьевым была получена следующая телеграмма: «Врачу подвижного лазарета Соловьеву. Члены годичного собрания Общества попечения о раненых в своем годовом собрании постановили поблагодарить Вас за полезные труды и просят продолжать начатое дело, обещающее в будущем знаменательные санитарные последствия на пользу народа».

Борьба с эпидемией тифа зимой 1876—1877 г.г. в Вятском уезде дала блестящие результаты: из 188 тифозных больных, леченых исключительно гомеопатическими средствами, умерло всего 12 человек.

 

В 1878 году Соловьев уехал в Петербург, где основал общество гомеопатов и в Вятку больше не возвращался. В столице П.В. Соловьев в 1898 году открыл первую в России гомеопатическую больницу, а в 1905 году – первый санаторий (около Сестрорецка). Так что, прогресс в развитии гомеопатии столицы имел вятские корни.

Его брат – Константин Васильевич – открыл первую в Вятке гомеопатическую аптеку на углу улиц Преображенской и Царевской. Этот способ лечения имел большую популярность у жителей Вятской губернии.

И вот, 26 июля 1898 года в Вятке состоялось открытие второй гомеопатической аптеки, принадлежащей провизору Александру Романовичу Матессу. Освящение аптеки произвел протоиерей Спасского собора о. Михаил Добрынин. Перед началом молебствия о. Михаил сказал краткую речь, в которой упомянул о развитии гомеопатии в этом далеком от столицы крае и ее распространителях : Ф.К. Флемминге, Д.Я. Далматове и П.В. Соловьеве. В числе присутствующих гостей были: г. Городской Голова Вятки Я.И. Поскребышев, начальник канцелярии губернатора П.Н Шкляев, инженер Ф.К. Яголовский, Э.Ф. де-Ватц, и много других вятских приверженцев гомеопатии.
Дочь Далматова – Надежда Дмитриевна была ученицей Андриолли, занималась в классе П.И. Чайковского. Сын Далматова – Константин Дмитриевич собрал богатейшую коллекцию народных орнаментов и хорошо известен по энциклопедиям.

Очень колоритной личностью был другой сын Далматова – Николай Дмитриевич, который погиб 8 января 1876 года под Краугевацом, в деле с турками, как сербский волонтер. Вот что писала о нем газета «Вятские губернские ведомости» за 6 июля 1877 года.

Он родился в 1842 году Пермской губернии, где его отец, тогда пермский губернский лесничий, имел поместье. Первоначальное образование Николай получил дома, под непосредственным руководством своего весьма просвещенного отца, который имел влияние на весь склад жизни своего сына – личности замечательной, обладавшей энергией, недюжинным умом и честным хорошим сердцем, готовым на всякие самопожертвования, для блага общего.

Дальнейшим своим развитием и приобретением знаний Николай обязан одному инженерному полковнику, талантливому публицисту, громадной и великолепной библиотекой которого он пользовался постоянно.

Прослужив немного на военной службе, во время которой Николай отличался редкой гуманностью к подчиненным, он вышел в отставку.

В 1859 году, не заключая с крестьянами, своими, никаких условий, Николай Дмитриевич дал им полную волю и подарил все 1000 десятин земли, полученных им от матери – Варвары Петровны – по духовному завещанию, а себе ничего не оставил.

Сам он всегда нуждался даже в самом необходимом, так как нередко отдавал все свои деньги нуждающимся солдатам.

По выходе в отставку, Николай Дмитриевич сначала жил в Уфе, а затем недолго учился в Казанском университете. Позднее он поступил в Петровскую академию, но вышел из нее в начале реакции, охватившей это учебное заведение.

После этого он служил в одном из заводов Северо-Западных губерний, но, заметив там ненормальное положение дел, предложил проект реорганизации, который не был принят, а Николай Дмитриевич удалился из завода и пешком ушел в Москву. Какое-то время он служил на Мариинской водной системе и на ковровых заводах в качестве простого рабочего. В конце 60-х годов, когда вспыхнуло восстание на Крите, Николай Дмитриевич отправился туда без всяких средств. В Одессе, чтобы заручиться хоть какими-то средствами, он таскал кули с хлебом на баржи.

Поскольку восстание не состоялось, Николай Дмитриевич поступил на казенный патронный завод в Белграде. Там он сошелся с интеллигентными людьми и некоторыми патриотами из придунайских славян. По прошествии двух лет, выучив болгарский и сербский языки, он возвратился на родину, где поддерживал свое существование работой на заводах. Вечно трудящийся, глубоко даровитый, честный, энергичный, он навсегда остался верен своему духовному идеалу.

Николай Дмитриевич занимался литературой и, между прочим, поместил в «Русском слове» целый ряд статей по многим серьезным вопросам.

Это был ЧЕЛОВЕК в прекрасном значении этого слова, ЛИЧНОСТЬ, достойная удивления и подражания.

Дмитрий Яковлевич Далматов и в Уфе лечил бедных больных: рабочих, мужиков, приезжавших даже из дальних деревень, семинаристов, видевших в нем доброго наставника и руководителя. Нередко семинаристы целыми группами направлялись к Далматову кто за советом, кто за пособием, кто за книгами. Он всех ласково принимал у себя в кабинете и охотно наделял их книгами назидательного содержания. Многие семинаристы обязаны ему своей карьерой. Во всех несчастьях семинаристов Дмитрий Яковлевич принимал самое теплое участие, нередко ездил к губернатору, хлопотал, где мог, и помогал.

За свою жизнь Далматов получил немало наград. Он был кавалером орденов Святого Владимира 4-й степени, Станислава 2-й степени с императорской короной, имел медаль в память войны 1853-1856 гг. и знаки отличия за 25 и 35 лет безупречной службы. Государь Император лично ему бриллиантовый перстень за его заслуги перед Россией. Но, самое главное, его имя осталось в памяти благодарных потомков.

О смерти Дмитрия Яковлевича Далматова сообщили «Вятские губернские ведомости» за 23 февраля 1877 года со ссылкой на общероссийскую газету «Голос».

 

8 июля 2006 года.

 

Архивное дело: частный архив, генеалогия, история семьи, составление родословных



 Биография

Алфавитный перечень документов


Архивные новости


Ономастика - история фамилии


Партнёры сайта



Генеалогия в Украине

Кольцо генеалогических сайтов

Генеалогия евреев местечек Волыни и Слуцкого уезда. Фамилии: Перельмутер, Лангер, Фельдман, Шидловер. История цадиков Тверских из Макарова-Бердичева


© Copyright 2002-2016

Архивное дело. Генеалогия. Родословные. Поиск.



Rambler's Top100 Наши друзья: Mail.ru Рассылка 'Генеалогия, история семьи'