Архив Александра Львовича Рашковского
Загадка одного письма ,
или Готовил ли И.В. Сталин третью мировую войну?
В Государственном архиве социально-политической истории Кировской области (далее ГАСПИКО) я нашел обычное, на первый взгляд, письмо за 1951 год. Комиссия Партийного контроля при ЦК ВКП(б) возвращала в адрес заведующего отделом административных органов Кировского обкома партии Сергеева материалы по истории организации власти советов и борьбы с контрреволюцией в Нолинском уезде Вятской губернии в 1918 году по минованию надобности (ГАСПИ ко ф. 1290, оп.23, ед.хр.2 л.д. 208). Сами материалы к письму приложены не были (может быть еще найдутся в другом деле). Кому и для чего в Комиссии партконтроля понадобились эти исторические материалы?
Сейчас уже известно, что на Пленуме ЦК КПСС, состоявшемся в октябре 1952 г. после окончания работы XIX съезда партии, И.В. Сталин выступил с резкой критикой деятельности В.М. Молотова и А.М. Микояна. До этого Молотов был снят с поста министра иностранных дел и отстранен от решения серьезных политических вопросов. Судя по последним публикациям в научных изданиях, Сталин готовил физическое уничтожение большинства старых членов Политбюро, для чего на XIX съезде был избран Президиум ЦК КПСС в количестве 25 человек, поэтому, видимо, еще задолго до съезда Сталин начал собирать компромат на старых членов Политбюро.
Известно, что В.М. Молотов был одним из потомков знаменитого вятского купца-пароходчика Небогатикова и провел детские годы в г. Нолинске Вятской губернии – родовом гнезде Небогатиковых. Понятно, что после революции кто-нибудь из членов этой семьи мог выступать против советской власти. Видимо эти материалы против Молотова и хотел получить Сталин, направив запрос через Комиссию партийного контроля, роль которой в подготовке и проведении репрессий в нашей стране еще ждет своего описания. Интересно, что в этом же деле (ГАСПИКО ф. 1290, оп. 2, ед. хр. 2, л.д. 142-161) сохранилась многостраничная телеграмма за личной подписью И.В. Сталина во все обкомы партии по так называемому «Мингрельскому делу», направленному против Л.П. Берия. Почему же на том Пленуме Сталин не выступил с критикой Берия? Причина, по-видимому, состояла в том, что Лаврентий Павлович руководил атомным проектом. В своей книге «Из ада в рай и обратно» (М. «КРПА «Олимп», 2003) Аркадий Иосифович Ваксберг пишет, что академик Гольданский рассказывал ему об обещании ученых-атомщиков Сталину создать к концу 1953 года (а может и раньше) водородную бомбу. Испытание такой бомбы действительно состоялось в августе «обещанного» года: она была в двадцать раз мощнее той атомной, которую сбросили на Хиросиму.
Разведка МГБ внушала Кремлю, что военный конфликт с применением ядерного оружия неизбежен, что американцы готовятся к нападению, что оно уже запланировано – самое позднее на 1954 год. О неизбежности войны, по убеждению Сталина, и о том, что была дана секретнейшая команда готовиться к ней рассказывал А.И. Ваксбергу и академик Арбатов. На XIX съезде Сталин ввел в ЦК невиданное число маршалов, генералов, адмиралов (даже опального маршала Г.К. Жукова). Интересно, что при подготовке списка членов ЦК престарелый вождь забыл включить в него маршала Говорова. Никто из ближайшего окружения конечно не решился поправить Сталина, но вскоре после окончания съезда вождь сам заметил эту ошибку. Что же делать? И вот во все обкомы полетели телеграммы за подписью Г.М. Маленкова. Копия такой телеграммы есть и в нашем архиве (ГАСПИКО, ф. 1290, оп. 25, ед.хр.2, л.д. 184-189). Маленков просил всех делегатов съезда телеграммами подтвердить свое согласие с доизбранием маршала Говорова в число кандидатов в члены ЦК КПСС, что и было, как всегда единодушно, всеми делегатами от Кировской области сделано. Любопытно, что эта телеграмма еще не попала в поле зрения профессиональных историков и сообщение о ней публикуется впервые.
На совещании министерства обороны стран Варшавского Договора, состоявшемся вскоре после XIX съезда, определилась главная стратегическая задача: активно готовиться к третьей мировой войне. Но если война неизбежна, зачем ждать нападения? Сталин извлек опыт из Второй мировой… Для этого и ввел Сталин после XIX съезда в состав Президиума ЦК КПСС молодых волков-членов ЦК, которые как он предполагал, не задумываясь и с большим энтузиазмом будут выполнять все его предначертания, в отличие от старых членов Политбюро, с которыми его слишком много связывало.
И наконец, еще одно косвенное подтверждение подготовки к третьей мировой войне. 18 февраля 1953 года ЦК КПСС направил во все обкомы партии программу по военной подготовке слушателей партийных школ (ГАСПИКО, ф. 1290, оп. 26, ед. хр. 1, л.д. 144-164). Программа была рассчитана на 110 часов, из которых 24 часа – огневая подготовка. Обучение включало, в основном, наступательные бои с упражнениями, глубокое изучение военной топографии и боевые стрельбы. Сведения об этой программе пока тоже нигде не публиковались, но говорят сами за себя …
|