МЭТР МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЯТКИ
В нашем крае нет ни одного музыканта послевоенных лет, которого по популярности можно было бы сравнить с Соломоном Борисовичем Сахаром.
Сахара знают все. Так продолжалось и продолжается уже много лет. Соломон Борисович - человек сложной, но счастливой судьбы. О ней и пойдет рассказ.
Соломон Борисович ( Борухович ) Сахар родился 12 января 1919 года в городе Тарту ( Эстония ). В 1924 г. семья переехала в Таллинн. Борух Берелович, отец Соломона, владел там красильной мастерской. В Таллинне Соломон поступил в еврейскую гимназию, которую окончил в 1936 г.
Об истории создания и судьбе этого учебного заведения рассказала в недавно вышедшей книге дочь директора гимназии Гурина-Лоов.
На освящении гимназии, которое состоялось 3 февраля 1924 года, присутствовали глава Эстонского государства К. Пятс, министр просвещения и городской голова. Они выступали с речами, причем Пятс приветствовал еврейскую общину Эстонии и отметил, что считает ее членов достойными гражданами страны.
Так родилась на свет Таллиннская еврейская гимназия, и жила она, как всякая школа, – со своими радостями и печалями. Гурин, директор гимназии, придавал очень большое значение всестороннему развитию учащихся. В зале гимназии выступали практически все приезжающие в Таллинн артисты. Соломон Борисович хорошо помнит выступления певцов Аппельбаума, Анны Кузик, Михаила Александровича. Выступал в гимназии и Московский еврейский театр под руководством Грановского. Неизгладимое впечатление произвели на гимназистов спектакли с участием Соломона Михоэлса и Вениамина Зускина.
Гимназия имела очень тесные связи с Таллиннской синагогой. Кантор синагоги Гуревич преподавал в гимназии Тору и еврейскую музыку.
Большое внимание в гимназии уделяли обучению языкам. Гимназисты изучали немецкий, русский, эстонский и, конечно, идиш, на котором до войны говорили практически все евреи, а также иврит.
У Соломона очень рано проявились музыкальные способности и, одновременно с учебой в гимназии, он начал учиться в Таллиннской консерватории у профессора Паулсена по классу скрипки и у профессора Лемба по классу фортепьяно. Он сразу начал участвовать в спектаклях еврейской народной самодеятельности, которые проходили в клубе им. Х. Бялика, где играл на скрипке в оркестре рабочей молодежи под управлением. Николая Гольдшмидта. В большой моде была тогда клезмерская музыка.
Хотелось бы отметить также и частную музыкальную школу-студию, которую в начале 20-х годов открыла в Таллинне Варвара Александровна Мелома. Выпускница Петербургской консерватории, прекрасный пианист и вокалист, Варвара Александровна в молодости совершенствовала свое искусство в Италии, позже выступала на оперной сцене. Она была необычайно отзывчивым человеком, могла бесплатно и до изнеможения работать с талантливыми учениками, хлопотала о субсидиях для одаренных детей, иным из них помогала отправиться на стажировку в Италию. Именно ее студию окончила Милица Корьюс, которую наши кинозрители прекрасно знают по фильму «Большой вальс».
Кстати, в Таллинне совсем недавно вновь сформирована и приступила к занятиям группа по изучению идиша. Ее руководитель Тимур Фишель – известный в Эстонии исполнитель клезмерской песни, собиратель фольклора идиш, активный участник международных семинаров по культуре идиша. Пятнадцать человек собираются раз в неделю в помещении еврейской общины города. Не все учащиеся, среди которых и школьники, и люди среднего возраста, и пенсионеры, начинают с нуля. По сообщению Фишеля, две пожилые дамы говорят на идише с детства и теперь даже помогают учителю в постановке произношения. Не исключено, что они учились в еврейской гимназии. Преподаватель считает, что к лету его группа овладеет языком на бытовом уровне. Каждый урок ученики разучивают песню на идише. Учитель с гитарой, как называют Тимура ученики, внедряет коммуникативные методы обучения языку. Преподавание ведется бесплатно. Учебными пособиями снабжает "Джойнт". Курсы по изучению идиша Тимур Фишель рассматривает как ступеньку к созданию в Эстонии центра культуры идиша. Так что, культура идиша в Эстонии не умерла.
После окончания гимназии отец послал Соломона в Прагу для поступления в немецкий текстильный университет по специальности «Текстильный химик». Борух Берелович очень хотел передать сыну свое дело. Но душа Соломона лежала только к музыке и в 1937 г. он поступил в консерваторию.
Пражская консерватория им. О. Шевчика славилась на всю Европу. Шевчик (Sevcik), Отакар ( род.22.3.1852, Гораждёвице — ум. 18.1.1934, Писек) - чешский скрипач и педагог. Интересно, что в истории струнного отдела киевского музыкального училища, в создании его исполнительских и педагогических традиций особое место принадлежит именно выдающемуся чешскому скрипачу и педагогу Отакару Шевчику, который семнадцать лет (1875-1892гг.) вел там класс скрипки и квартетный класс. Именно в Киеве Шевчиком написаны широко известные педагогические скрипичные произведения и школы: "Школа скрипичной техники" в 4-х частях; "Школа смычковой техники". Он воспитал немало талантливых музыкантов, выдающихся композиторов и музыкальных деятелей: Р.М. Глиэра, И. Крижановского, М. Мясковского; выдающихся исполнителей: М. Сикарда, С. Каспина.
В Пражской консерватории Соломон учился по классам скрипки и дирижирования. Скрипку вел знаменитый профессор Шилхави. В 1938 г. Соломон закончил консерваторию, но документа об окончании не получил. К этому времени в Прагу уже вошли немцы. Только благодаря эстонскому паспорту, ему удалось выбраться из Чехословакии. Возвратиться прямым путем, через Польшу, было уже невозможно и пришлось выбираться через Югославию. Так Соломон попал в хорватский город Загреб, откуда по Дунаю и Черному морю добрался до Одессы. Из Одессы он через Москву уехал в Таллинн, но дома тоже все изменилось далеко не в лучшую сторону. Эстония была уже оккупирована и НКВД начал проводить репрессии. С лета 1940 года началось и умерщвление еврейской гимназии. Сначала гимназию ликвидировали юридически, а на ее базе создали начальную и среднюю школы, где языком обучения был идиш. Об иврите пришлось забыть: он считался в Советском Союзе языком “врагов народа” – сионистов
У отца Соломона отобрали красильную мастерскую, но оставили управляющим вновь созданной артели « Этва». Правда, Соломон быстро нашел работу. Он стал руководителем оркестра гостиницы «Норд», который пользовался неизменным успехом у посетителей. Все было бы хорошо, но 14 июля 1941 г. вся семья ночью была погружена в эшелон и выслана из Таллинна. Сам Соломон, две его сестры и мать – Евгения Борисовна Кацик, уроженка г. Тарту - были депортированы в г. Малмыж Кировской области на вольное поселение. Отца же, как бывшего буржуя, отправили в лагерь в Свердловскую область, где он и скончался в 1942 г.
То, что семью за неделю до начала войны выслали из Таллинна, полностью подтверждает версию Виктора Суворова о подготовке Сталиным нападения на Германию.
В Малмыже все члены семьи должны были еженедельно отмечаться в районном отделе НКВД. Работать по специальности Соломону не разрешили, но ему повезло. Он устроился на работу в горпо. Развозил по району хлеб и обеспечивал питанием всю семью. Только через четыре месяца Соломону разрешили работать художественным руководителем районного Дома культуры. К этому времени в Малмыж были эвакуированы члены семей Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии им. Александрова. Среди них было немало певиц, музыкантов, танцоров и в ноябре 1941 г., в годовщину Октябрьской революции, Соломон организовал большой концерт, причем его фамилия, как ссыльного, в афише не упоминалась. Позднее Соломон организовал и возглавил концертную бригаду для обслуживания жителей всего Малмыжского района во время посевной и уборочной кампаний. Вначале деятельность бригады ограничивалась только Малмыжским районом, но начальник Малмыжского отдела НКВД Счастливцев, симпатизирующий концертной бригаде, добился разрешения на ее гастроли в соседних районах, кроме Вятскополянского, где были военные заводы и железная дорога.
Особенно часто бригада выступала в Уржуме, где работал профессиональный колхозный театр. Директором этого театра был Поляков, а одним из ведущих актеров Аркадий Мальцев, который позднее долго работал в Кировском драмтеатре.
Концертная бригада работала в Уржуме с большим успехом. Очень симпатизировал бригаде и помогал ей секретарь Уржумского райкома партии Солянов.
Слух об успешных выступлениях концертной бригады дошел до г. Вятские Поляны и пос. Сосновка. Прошлось властям разрешить ее выступления и в этом районе.
Директором Дворца культуры завода «Молот» в Вятских Полянах был Рабинович. Он был великолепный организатор и к нему часто приезжали артисты концертно-эстрадного бюро и драмтеатра из Кирова. Они, заметив молодого и способного музыкального руководителя, и порекомендовали областным властям перевести Соломона с семьей в Киров.
Самое горячее участие в этом переводе приняли художественный руководитель театра кукол Анатолий Николаевич Афанасьев и начальник отдела культуры Кировского облисполкома Игорь Викентьевич Казенин. Это свершилось в 1944 г. и Соломон с семьей переехал в г. Киров, где был назначен художественным руководителем эстрадного оркестра концертно-эстрадного бюро, который ему же и пришлось создавать, благо эвакуированных музыкантов в городе хватало.
Оркестр ездил с концертами по всей области и даже заезжал в Пермскую область для обслуживания работников лесосплава на реке Кама.
В 1945 г. из Центральной гостиницы выезжала Ленинградская военно-медицинская академия, которая в полном составе возвращалась в Ленинград. Областные власти приняли решение восстановить гостиничный ресторан и ознаменовать его открытие банкетом в честь академии, которая внесла в годы войны неоценимый вклад в развитие медицины области. Создание эстрадного оркестра ресторана было поручено Соломону Борисовичу. В нем он проработал до 1956 г., когда был переведен директором и художественным руководителем ансамбля песни и пляски Дома культуры «Трудовые резервы». В 1957 г. ансамбль с большим успехом выступил на Седьмом Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. Далее их ждали гастроли во многих городах Советского Союза. Ансамбль пользовался неизменным успехом и Соломон Борисович пошел на повышение.
С 1962 г. он назначен художественным руководителем и руководителем музыкального ансамбля Кировской областной филармонии, где и проработал до выхода на пенсию. В филармонию приезжало много известных артистов страны. У нас бывали Леонид Утесов, Галина Уланова, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Асаф Месерер, Ольга Лепешинская, Николай Сличенко, Иосиф Кобзон, Эдуард Хиль, Эдита Пьеха с ансамблем под управлением Броневицкого, оркестры под управлением Олега Лундстрема, Эдди Рознера, лучшие исполнители романсов и камерной музыки. Именно в нашей филармонии впервые выступила Алла Пугачева. Она приехала в наш город вместе с известным эстрадным дуэтом Лившица и Левенбука. Аккомпанировал Алле Борисовне эстрадный оркестр под управлением Левона Мерабова. Кстати, первое выступление этого коллектива состоялось в старом здании Дома культуры завода им. И.И. Лепсе.
Когда в разговоре со сверстниками и, особенно, сверстницами упоминается имя Соломона Борисовича Сахара, их лица озаряет отсвет далекой молодости, и теплеют глаза, и улыбаются они, улыбаются чему-то своему. Это в их не очень богатую на художественные впечатления и, вообще, небогатую послевоенную юность, в их провинциальное житье-бытье суровыми ветрами войны, как экзотическую южную птицу в осинник, занесло великолепного музыканта европейского кроя, этого обаятельного красавца, излучавшего и доброту, и приязнь, и творившего такую же красивую и добрую музыку для всех.
Сказано, нет места на земле вне Б-га, он всюду, где есть хотя бы одно преданное ему сердце. Так же и с музыкой, этим эфиром жизни, она всюду, где есть настоящий музыкант и благодарный слушатель. И если кто-то по недостатку воспитания или образования еще не обрел ключи к вратам классики, то вольные поля и луга музыки народной, бытовой, эстрадной открыты всем. Конечно, не обходилось и, тем более, в наше время не обходится без сорняков, то сколько же на лугах этих ароматного и целебного разнотравья! И если вас ведет за собой добрый травник, то, будьте уверены, вы утонете в упоительных клеверах, а репейники пошлости не оставят колючек на ваших просветленных душах.
Соломон Борисович с нами, вятичами, более полувека. Конечно, мы знаем и помним многих других талантливых музыкантов, очень часто его воспитанников, но, с высоты прожитых лет мы уже научились отличать послание от речей, явление от случаев, Музыканта от музыкантов. Когда несколько лет назад возродилась еврейская община города, Соломон Борисович стал непременным участником многих культурных дел и, конечно же, национальных праздников. Для него, впитавшего с молоком матери великую культуру восточно-европейского еврейства, возможность петь для всех еврейские песни стала «праздником со слезами на глазах», и интернациональное сообщество высоко оценило новый, даже для многих евреев по рождению, пласт многовековой музыкальной культуры. Чем еще кроме труда и жизни российские люди нерусского происхождения могут воздать нашей Родине, России, как не духовными богатствами национальных истоков? Ибо сущность русской культуры не только в щедрости дарения, но и в благодарной восприимчивости.
«Времена не выбирают…». Драматический излом судьбы Соломона Борисовича, совпавший с молодостью, лишил его вполне успешной карьеры европейского музыканта. Но когда представишь себе, как много, этот музыкальный сказочник, познавший лучше многих своих слушателей «почем фунт лиха», сделал для нашего Вятского края, сколько радости принес он людям, как помог им одолеть тернии и мерзости жизни и обрести надежду на счастье, добро, любовь, то начинаешь понимать, что есть на свете Судьба и Провидение.
Нам выпало счастье слушать и видеть Музыканта, быть его современниками и товарищами. Оно было и есть. Но, будущее, скрыто от нас роковой завесой.
Одни канут, о других будут помнить и, может быть, долго, но только избранные уйдут в легенду. И, в том числе, в легенду о добром музыканте в окружении танцующих пар: нестареющих красавиц 50-70-ых годов и их мужественных кавалеров. В легенду, где никогда не смолкают сжимающие сердце звуки вальса «Домино, домино, слез не надо, не надо печали…» В легенду, где навсегда – саксофон, скрипка, аккордеон и так любимый нами голос Соломона Борисовича Сахара.
P . S . Несколько лет назад, к 80-летию С.Б. был написан автобиографический вариант текста столь любимой им песни “Журавли». С.Б. исполнил песню с этим текстом, только один раз, на юбилейном вечере. Здесь, видимо, сказались требовательность певца к качеству текста, его привязанность к первоисточнику и душевная боль, с которой нелегко выходить на эстраду.
Я люблю «Журавли», эту песню изгнанья,
За душевную боль, за щемящую грусть,
Но сейчас я вложу в эту песню признанье
И в далекие дни на мгновенье вернусь.
Пронеслась моя жизнь, журавлиная стая,
Над родным пепелищем в прибалтийском краю,
Над тоскою полей, там, где вьюга слепая
Замела, закружила дорогу мою,
Были холод и боль, были взгляды косые,
И казалось, в беде не прожить мне и дня,
Но меня приняла, словно мама, Россия
И шершавой рукой приласкала меня.
И осталась в душе лишь забота простая:
Трудный хлеб ее жизнью своей оправдать.
И я нес вам тепло, все сполна возвращая,
Все, что мама дала мне и Родина-мать.
Нет, я тех не сужу, кто покинул Отчизну,
Кто испил эту чашу до самого дна,
Но я здесь остаюсь и на пир, и на тризну.
Ведь Россия, как мать, в целом мире одна.
Здесь мой дом и судьба, здесь родные могилы.
Здесь мне каждый – и друг, и товарищ , и брат.
Здесь людская любовь умножает мне силы
И листвою шумит Александровский сад…
Пусть мой голос дрожит и слеза набегает,
Пусть судьба нелегка моей вятской земли,
Мое сердце поет, моя скрипка играет.
Так не надо рыдать надо мной, журавли!
А вот следующий текст был написан на мотив известной еврейской песни «Их гоб дих цу фил либ» (Я так тебя люблю), но найти достойного исполнителя, по существу, второго Соломона Борисовича, мы так и не смогли. Он один такой. И как раз об этом песня.
Еврейский Музыкант.
Еврейский музыкант
С Давидовой звездой,
Неправда, ты не стар,
А правда – молодой.
Как Моше много лет
Ведешь нас за собой,
Еврейский музыкант
С Давидовой звездой.
Когда цветет в кругу друзей,
Цветет твоя улыбка,
Смеется саксофон,
И горько плачет скрипка-
Их гоб дих цу фил либ
Еврейский музыкант
За искренность души,
За солнечный талант…!
Когда любя зовут в семье,
Зовут, как прежде мама,
Тебя наш Соломон,
Светло и просто – Зяма, -
Нам тоже всем легко,
Нам славно так с тобой,
Еврейский музыкант
С не сломленной судьбой.
И молвим: зай гезунд*
Наш Зяма дорогой,
Еврейский музыкант
С счастливою судьбой!
Стихи Семена Лейферова. |