Архив Александра Львовича Рашковского
Из материалов архива Е.Д. Петряева.
Из письма В.Н. Скалона от 8 мая 1974 года.
«Среди имен нашел М.А. Слободского. Этого человека я близко знал как великого эрудита и библиографа. Сохранилась ли его гигантская рукопись «Библиография Томского края»? Он был схвачен в 1929 или 1930 году. Вся семья, по слухам, тоже погибла. Был он директором библиотеки Томского технологического института. Его хобби – фольклор и говоры. Ума был великого, скромности необыкновенной, гражданского мужества образец».
(ГАКО, ф. Р-139, оп.1а, д.24, л.101).
Из письма В.Н. Скалона от 5 мая 1972 года.
«Что наши конференции? Кучка патентованных перестарков, «достойных оплате проездных и суточных». Они друг друга уговаривают о том, что и без того известно».
(ГАКО, ф. Р-139, оп.1а, д.24, л.183).
Из письма О.В. Смирнова от декабря 1980 года из Москвы.
«Мне приходилось служить вместе с К.П. Чагиным, который стал членом-корреспондентом, или поц-шрайбером, как говорят евреи».
(ГАКО, ф. Р-139, оп.1, д.126, л.4-5).
Из письма О.В. Смирнова от 18 марта 1966 года.
«Хочу поделиться впечатлениями о Борисе Дмитриевиче Петрове. Мне кажется, что он занимается не тем, чем нужно. Отдел истории медицины существует давно, он располагает немалыми материальными ресурсами, но ведь ничего стоящего не создано ни самим Борисом Дмитриевичем, ни его сотрудниками».
(ГАКО, ф. Р-139, оп.1, д.126, л.14-15).
Из открытки О.В. Смирнова от 11 марта 1966 года.
«Сообщаю, что родился я 17 сентября 1914 года в Одессе».
Из открытки Владимира Ивановича Малышева от 10 ноября 1966 года из Ленинграда (Пушкинский Дом).
«В Кировской области письменная и печатная старина может еще быть в Омутнинске, селах Браши, Кондоковское, деревне Черная Тучка Мурашинского района, селах Тушка Малмыжского района, Немда Уржумского района и других местах. Рукописи найдутся самого различного содержания»
(ГАКО, ф. Р-139, оп.1, д.126, л.18).
Из письма Владимира Александровича Соболева за 1970 год из Кирова.
«Сообщаю данные на М.Т. Пинаева.
Михаил Трофимович Пинаев родился 14 ноября 1920 года в селе Кузнецово Уржумского уезда Вятской губернии. После войны окончил литературный факультет и аспирантуру Кировского педагогического института (научный руководитель – Константин Владимирович Дрягин). В 1951 году назначен на работу в Сталинградский педагогический институт, где уже несколько лет возглавляет кафедру литературы. Его жена Елизавета Петровна (умница и прекрасный лектор) родилась 17 августа 1920 года в Яранске. Ее отец, Роут, был там учителем немецкого языка в средней школе.
18 декабря 1969 года М.Т. Пинаев на Ученом Совете Ленинградского государственного университета защитил диссертацию о творчестве Н.Г. Чернышевского».
(ГАКО, ф. Р-139, оп.1, д.126, л.59).
Из письма Владимира Васильевича Сорокажердьева от 1 января 1973 года из Мурманска.
«Почему в Ваших книгах нет ничего о вятиче Филиппе Сергеевиче Ефремове, путешественнике, исследователе Азии, первом русском, перешедшим из Индии в Европу вокруг мыса Доброй Надежды? Он оставил после себя книгу, которая была издана впервые в 1786 году и переиздана в 1950 году».
(ГАКО, ф. Р-139, оп.1, д.126, л.121).
Письма Веры Васильевны Смирновой из Москвы от 24 ноября 1972 года и Е.Д. Петряева от 7 декабря 1972 года об архиве Ивана Игнатьевича Халтурина.
(ГАКО, ф. Р-139, оп.1, д.126, л.138-139).
Из письма Галины Алексеевны Созиновой от апреля 1972 года.
«Александр Константинович Волнин заслуживает особого внимания. Это учитель Антона Семеновича Макаренко. В то время, когда Макаренко был студентом Полтавского учительского института, Волнин был ректором этого института. Александр Константинович жил в Вятке и преподавал в педагогическом институте с 1921 по 1925 год. Уехал он, потому что был глубоко обижен. Один очень непорядочный человек написал на него злобную инсинуацию в журнале «Красная молодежь». После Вятки, Волнин работал завучем одной из московских школ. В 1939 году его нашел А.С. Макаренко. В 1940 году ему было присвоено звание заслуженный учитель РСФСР. Умер он в 1942 году. Его сын, Борис Александрович, доктор технических наук, профессор Московского инженерно-строительного института».
Для справки. ВОЛНИН Александр Константинович (1872-1942), православный писатель, историк и библеист. Родился в Ярославской губернии, в семье священника. Окончил Московскую духовную академии, был преподавателем сначала в Псковской духовной семинарии, а с 1900 года в Киевской духовной семинарии. Первая работа Волнина посвящена изучению апокалиптической литературы ветхозаветного периода в связи с античной эсхатологией. В ней анализируются иудейские и христианские элементы, вошедшие в корпус писаний, известных как пророчества Сивилл. Это статья «Иудейские и христианские идеи в книгах Сивилл» («Вера и разум», 1899, №2, 3, 5).
Магистерскую диссертацию Волнин защитил на тему «Мессия по изображению пророка Исайи: Опыт библейско-богословского и критико-экзегетического исследования пророчеств Исайи о лице Мессии» (Киев, 1908). В этом труде Волнин не ставил перед собой задачу обсуждать происхождение Книги пророка Исайи, однако проделал большую работу по *текстуальной критике мессианских пророчеств. В первой части рассматриваются пророчества об Эммануиле (Ис. 7:14-16), а также пророчества об Избавителе-Мессии (Ис., гл. 8 и 11). Вторая часть посвящена образу Отрока Господня, страждущего Спасителя. Волнин разбирает многочисленные древние и новые теории по вопросу о мессианских местах у Исайи и дает подробную сводку различных толкований. В силу этого, труд Волнина до сих пор не утратил своего значения. В январе 1918 года, в Новосибирске, открывается Учительский институт с тремя отделениями: словесно-историческое, физико-математическое и естественно-географическое. Возглавил этот институт Александр Константинович Волнин.
(ГАКО, ф. Р-139, оп.1, д.126, л.158-160).
Переписка Василия Александровича Соболева (вятского историка) и Б.Г. Сергиева по истории Вятки с 1968 по 1970 год.
(ГАКО, ф. Р-139, оп.1, д.126, л.177-221).
Из письма Игоря Алексеевича Столбова от 9 февраля 1980 года из Риги.
«Екатерина Ивановна Столбова-Падарина была старшей дочерью в многодетной семье Ивана Васильевича и Евдокии Антиповны Столбовых. Ее отец торговал чаем и сахаром в Вятке. Е.И. Столбова была первой женщиной-врачем в Вятке.
Сергей Яковлевич Столбов, педагог, был учителем обществоведения в коммерческом училище и школе имени Л.Б. Красина. Одно время он был эсером. В Ленинграде живет его дочь, Галина Сергеевна Столбова, скульптор по фарфору. Художником был его однофамилец и коллега по школе им. Л.Б. Красина, мой отец Алексей Иванович Столбов, младший брат Е.И. Столбовой-Падариной. А.И. Столбов был в дружеских отношениях с художниками Н.Н. Хохряковым и Н.Н. Румянцевым, фотографом С.А. Лобовиковым и Н.А. Чарушиным. В Кировском краеведческом музее хранится несколько томов альбома, посвященного истории коммерческого училища, составленного Верой Андреевной Федоровой».
(ГАКО, ф. Р-139, оп.1, д.127, л.135-137).
Переписка с Борисом Михайловичем Тениным.
(ГАКО, ф. Р-139, оп.1, д.128, л.1-48 и 194-202).
Письмо Анатолия Владиславовича Тарчевского от 13 августа 1978 года из Москвы с подробностями биографии Петра Людвиговича Драверта.
(ГАКО, ф. Р-139, оп.1, д.128, л.174-175).
Письмо М.И. Твардовской (вдовы Александра Трифоновича Твардовского) от 15 декабря 1975 года об истории появления рецензии на книгу Е.Д. Петряева «Впереди – огни» в журнале «Новый мир».
(ГАКО, ф. Р-139, оп.1, д.128, л.191-192).
Из письма Е.Д. Петряева – Инне Зиновьевне Тираспольской от 17 марта 1976 года.
«Интеллигенция, особенно музейщики, народ ненадежный с рефлексией. Опыт «митрофановедения» показал, что собрать всех заинтересованных лиц – задача неразрешимая».
(ГАКО, ф. Р-139, оп.1, д.129, л.116).
Переписка с Артуром Павловичем Толстяковым.
(ГАКО, ф. Р-139, оп.1, д.130, л.1-51).
Из письма Евгении Алексеевны Трейтер от 10 февраля 1964 года из Перми.
«Больше ничего разыскать на чердаке не удалось, за исключением медицинских книг моего деда В.А. Трейтера, которые я передала в Герценку. Сердечный привет семьям Решетниковых и Разумовских».
(ГАКО, ф. Р-139, оп.1, д.131, л.84-85).
Из письма Жореса Александровича Трофимова от 1 сентября 1973 года из Ульяновска.
«Михаил Иванович Столбов, родился в 1861 году. Сын вятского купца, врач. Окончил Казанский университет. В Симбирской гимназии учился вместе с Александром Ильичем Ульяновым.
(ГАКО, ф. Р-139, оп.1, д.131, л.93).
Из письма Василия Михайловича Тукмачева от 8 января 1979 года из Горького.
«Я родился, жил и учился в Вятке до 1930 года. Знал художников Н.Н. Хохрякова, М.А. Демидова и Князева, преподавателей В.А. Рауш, Столбовых и А.Н. Гангесова. Видел И.Г. Шадрина, Гусакова и других. Алексей Иванович Столбов окончил Академию художеств в СПБ, преподавал в нашей школе рисование и лепку, был одним из организаторов художественного музея в Вятке. Родился он в деревне Столбово, которая находится на дороге в Слободской. В доме, где находится сейчас музей М.Е. Салтыкова-Щедрина, после революции жила (а может и владела им) семья Шумковских. Два сына из этой семьи учились в нашей семилетке им. Л.Б. Красина. Младшего сына звали Николай. Со мной учились дети аптекаря Бермана Юра и Ирина. Они, после революции, жили у призревшей их бывшей гувернантки. Юра учился в одном классе со мной. Ирина была моложе и жива до сих пор. Я бывал у них дома и видел, что опекавшая их женщина очень жестко относилась к ним.
В.А. Рауш преподавала у нас немецкий язык, которым превосходно владела. Она была очень энергичная и строгая. Была одним из самых выдающихся преподавателей нашего бывшего коммерческого училища. Ученики его собрабтся уже много лет, отмечая его окончание. Еще летом 1978 года, в Ленинграде состоялся один из таких съездов «коммерсантов», как мы, шутя, называем себя».
(ГАКО, ф. Р-139, оп.1, д.131, л.107-109).
Из письма В.М. Тукмачева от 25 марта 1979 года.
«Я знал И.Г. Манохина. В Ленинграде живет его дочь Елена Ивановна. В Кировском краеведческом музее есть четыре тома истории коммерческого училища, собранного Верой Александровной Федоровой. Это сестра нашей учительницы русского языка и литературы Анны Александровны Федоровой.
У меня есть кое-какие сведения об И.Г. Шадрине, записанные моей сестрой, работавшей с ним в редакции «Вятского кооператора».
(ГАКО, ф. Р-139, оп.1, д.131, л.116).
Из письма Ивана Петровича Уланова от августа 1973 года из села Русский Турек Уржумского района Кировской области.
«В первые годы старообрядцы считались отступниками от святой церкви и, в правовом положении, считались вне закона. Рождение детей нигде не регистрировалось, призывной возраст в армию определялся по наружному виду на сельском сходе. Вступление в брак возрастным цензом не регламентировалось. Все зависело от согласия родителей и самих вступающих в брак».
(ГАКО, ф. Р-139, оп.1, д.132, л.3-14).
Из письма И.П. Уланова от июня 1973 года.
«Родился я в 1896 году в селе Русский Турек. Из крестьян. В 1905 году отдан в начальное Русско-Турекское земское училище, в котором окончил два класса. Третий класс окончил в частной школе старого народного учителя Николая Васильевича Стародумова. У него было три класса и всего 18-20 учеников. Его, как заслуженного и уважаемого учителя, взяли на службу. Зарплату ему платило земство, а свидетельства, выданные частной школой, приравнивалось к земской школе. В 1908 году в Русском Туреке была открыта земская библиотека. Там были Александр Дюма, Луи Буссенар, Майн Рид, А.П. Чехов, Н.В. Гоголь, И.С. Крылов, Л.н. Толстой, Фламмарион и другие авторы. Были журналы «Природа и люди», «Нива», «Вокруг света». Мы читали Платона, Аристотеля, Сократа. Были все 50 томов французских бульварного романа «Похождения Рокамболя». Читал книги профессора, богослова Светлова, сочинения Лютера, Ренана и «Капитал» Маркса. Брал из библиотеки купцов Бушковых журнал «Вопросы философии и психологии», издаваемый Московским психологическим обществом.
В 1912 году я порвал с отцом и мачехой (мама умерла, когда мне было три года) и ушел в Уржум, где поступил приказчиком в магазин Алексея Кондратьевича Носкова. В 1914 году нанялся к лесопромышленникам Бушковым и угнал плоты в Саратов. Из Саратова на пароходе общества «Русь» поехал в Царицын, где поступил на пушечный завод (сейчас это тракторный завод).
В Русском Туреке было старообрядческое кладбище с богатыми памятниками. Их надо было сохранить, но, к сожалению, они частично разрушены, а частично разворованы».
(ГАКО, ф. Р-139, оп.1, д.132, л.14).
Продолжение следует
(наверх) |