Давно занимаюсь краеведением, но никогда не думал, что мне в руки попадет такой материал. Нашел я его в Государственном архиве Кировской области (ГАКО). Это дело «О переходе отставного солдата В. Губина в иудейскую веру» (ГАКО, ф. 582, оп. 139, д. 195). Удивительно это было хотя бы потому, что евреев в Вятской губернии было очень мало. На 25 января 1854 года во всей губернии было 232 еврея, причем 200 из них проживало в Ижевском заводе Сарапульского уезда. Теперь это – Ижевск, столица Удмуртии. (ГАКО, ф. 582, оп. 139, д.391, лл. 15, 28).
В своем рапорте от 28 февраля 1889 года на имя вятского губернатора исправник Нолинского уезда сообщил, о заявлении солдатской жены деревни Липовская Ильинской волости вверенного ему уезда Дарьи Ивановны Губиной. Для справки. Ильинский район Ильинской волости Нолинского уезда был расположен на юго-западе волости, занимая более возвышенную его часть. Он с трех сторон окружен реками Омутнянкой, Воей и Вомой. Преобладающими являются суглинистые почвы с ползолистым характером. В деревне Липовской по данным «Материалов по статистике Вятской губернии. Том 5. Часть 2.»(Вятка, 1887) находилось 42 двора с числом жителей обоего пола 253 человека. Деревенские жители имели около 660 га удобной земли, 54 лошади, 83 коровы и 147 голов мелкого скота. В 22 дворах деревни было 54 книги. Деревня была центрам Скрябинского общества, в которое входило еще 8 починков. В общине всегда были только государственные крестьяне. Крепостных не было – А.Р.
Она заявила, что ее муж Василий Витальевич Губин уклоняется из православной веры в еврейскую. Проведенное дознание подтвердило заявление Дарьи Губиной. При осмотре дома Василия Губина были обнаружены все принадлежности для еврейского богомолья: покрывало, библия и два молитвенника на еврейском языке. Кроме того, там были два маленьких муика (так в документе, правильное название – филактерии – А.Р.) с ремнями, которые во время богомолья привязываются, один на лоб, а другой на левую руку. Для справки. Филактерии (на иврите, тфилин) кожаные коробочки с отрывками из книг Исхода и Второзакония, которые накладывают религиозные евреи на левую руку и на лоб во время утренней молитвы в будни-А.Р.
В следующем рапорте от 9 марта 1889 года исправник сообщил, что Василий Витальевич Губин родился от православных родителей, а в еврейскую веру перешел во время его военной службы в Москве. От своих товарищей, бывших с ним на военной службе, он научился читать книги на еврейском языке, а затем убедился, что еврейская вера есть истинная. Увещевания и убеждения православного священника на Губина не повлияли. Более того, он заявил становому приставу, что отец, мать и два его брата тоже исповедуют еврейскую веру и что они только внешне считаются православными. В конце рапорта исправник сообщил, что дело о Губине передано судебному следователю.
В рапорте от 22 июня 1889 года исправник сообщил, что крестьянин той же деревни Липовской Филипп Маркович Губин, находясь в доме своего соседа Афанасия Ивановича Гусева, называл Святые иконы идолами. В результате дознания было выявлено следующее. Во время Масляной недели соседи собрались в избе крестьянина Афанасия Гусева. Там зашел разговора о том, что некоторые из единоверцев отступили от православия и впали в еврейскую веру как Василий Губин. Филипп Губин на это сказал, что не считает брак своего племянника Василия Губина законным, так как он венчан перед идолами. Когда же Афанасий Гусев спросил кого тот считает идолами, то Филипп указал на иконы. Спасителя и Божей Матери. Сои воззрения Филипп Губин приобрел от своего племянника Василия. Сейчас Филипп распространяет между обывателями слухи, что Иисус Христос не бог и Божья Матерь не святая, употребляя при этом ругательства. Ввиду этого, дело, для предварительного следствия, передано судебному следователю.
В рапорте от 7 июля 1889 года исправник сообщил, что запасной рядовой Василий Губин, состоящий под следствием по обвинению в переходе из православия в еврейскую веру, в начале июля скрылся из деревни без всякого письменного вида неизвестно куда. По словам жены, Василий намерен отправиться за границу, но куда она не знает. Приметы Василия Губина: 28 лет, рост средний, брови русые, борода редкая русая, волосы на голове русые коротко подстриженные, лицо смуглое и угреватое, глаза косые. Одет он в серую стеганую бекешу на вате, на голове – фуражка. С собой он взял черное суконное пальто. Может говорить по-еврейски.
Далее, в рапорте от 18 июля 1889 года, исправник сообщал, что по полученным сведениям Василий Губин был намерен первоначально отправиться в Москву через Вятку. В Москве, в доме Сергеева, в квартире №1 - жидовское местечко – (так в документе – А.Р.), находятся, его товар и имущество.
И вот последний документ. Это письмо московского оберполицмейстера, генерел-майора от 19 августа 1889 года на имя вятского губернатора. В нем сообщается, что Василия Губина на жительстве в доме Сергеева не оказалось.
Судя по тому, что больше в деле документов нет, Василий Губин сумел скрыться и уехать за границу. Тем более, что никакой визы для этого тогда не требовалось.