Архив Александра Львовича Рашковского
Мусоросборник вместо энциклопедии
«Каких не вымышляй пружин,
Чтоб мужу бую умудриться;
Не можно век носить личин,
И истина должна открыться».
Г.Р. Державин
Недавно вышел в свет очередной том энциклопедии Земли Вятской, посвященный нашей промышленности. Материалы, собранные в нем иначе как мусоросборником назвать трудно. Все, что там собрано совершенно не отражает богатую многовековую историю вятской промышленности. Удачные работы А.Л. Мусихина, В.А. Любимова и Л.Б. Безверховой можно считать «жемчужными зернами в … навозной куче». В который уже раз за составление очередного тома взялся В. Ситников, причем на этот раз его помощником был журналист «Кировской правды» Ю. Смолин. Такого мусора в том насобирали, что всех удивили.
Всякое дело требует, прежде всего, полного сознания его цели и средств достижения этой цели. Энциклопедией можно назвать издание, в котором сокращенно отражаются все неделимые части, из которых слагается промышленность, с их содержанием, историческим развитием, нынешним состоянием и литературой. Ничего этого в «изделии» Ситникова и Смолина даже близко нет.
Приведу только несколько примеров из упущений.
В 20-е годы прошлого века в Вятке существовал «Вятсмоллессоюз», в структурах которого по всей губернии работало более 60 тысяч человек. Мелкие предприятия (артели) этого союза добывали более 4,5 тыс. тонн только живицы в год (сегодня она практически вообще не добывается, а российские фирмы везут живицу из Чили и Малайзии). А еще они вырабатывали эфирные масла, скипидар и другие продукты. Штат управления союза в городе Вятке составлял всего 24 человека. Был еще и «Вятмаслосоюз», который объединял 116 артелей и 44 000 частных молочных хозяйств, в которых работало около 70 000 человек, а управлялся вятской конторой со штатом в количестве 16 человек. Найдите сегодня в области хотя бы одно предприятие с таким количеством рабочих!
Вятские кожевенники перерабатывали в кожевенный товар сырые кожи лошадей, рогатого скота и оленей. Много сырья для вятских кожевенников и скорняков привозилось из Сибири и Средней Азии. Оттуда же везли и шерсть, из которой наши пимокаты изготовляли лучшие в России валенки. Особенно славились пимокаты из Кукарки (ныне – город Советск). И сегодня Кукарка известна, благодаря своим кружевам, но мало кто знает, что до революции эти кружева изготовлялись из английской нитки и продавались, в основном в Лондоне. В Англии продавалось большинство вятских изделий из капо-корня (сигарницы, ящички для табака). Шел хороший международный товарообмен. Любопытно, что магазины, которым до революции наши кооператоры отправляли изделия из капо-корня, находятся по тем же адресам в Лондоне и поныне, только сегодня ничего туда не отправляется.
После революции, именно вятские кожевенные артели, большинство из которых были расположены между Вяткой и Слободским, шили кожаные куртки, знаменитые тем, что в них любили щеголять чекисты. В месяц изготавливалось около 1500 курток, причем количество ограничивалось только дефицитностью кожевенного сырья в условиях Гражданской войны. Более того, в 20-е годы рассматривался вопрос о создании центра кожевенной промышленности СССР в нашем городе.
Вятские кустари, работавшие в кооперации с Мастерскими Учебных Пособий города Вятки, изготавливали знаменитые тачанки, которые внесли серьезный вклад в победу Красной Армии в Гражданской войне. Об этом никогда не писали, но именно для расширения производства тачанок и приезжал в Вятку наркомвоен Л.Д. Троцкий. И уж, конечно, не для того, чтобы выступить на митинге. Необходимо отметить, что Мастерская Учебных Пособий еще в дореволюционные времена изготавливала (по образцам!!!) приборы, разработанные Главной физической обсерваторией России, и отправляла их заказчикам, в том числе и зарубежным. А в 20-е годы, по заказу Наркомпроса, обеспечивала геодезическими приборами все школы и музеи страны. Кто сегодня вам изготовит сложные приборы по образцам?
Белохолуницкий машиностроительный завод должен был, после I Мировой войны стать главным предприятием страны по выпуску сельскохозяйственной техники, которую до начала войны Россия получала из Германии. За годы войны завод существенно нарастил объемы, став одним из крупных заводов страны. Когда войска Колчака подходили к Вятке, завод, ввиду его особой ценности, был эвакуирован в Москву. Об этом тоже никто пока не писал.
Теперь об истории завода им. И.И. Лепсе, как наиболее мне знакомой. Так вот, И.А. Дикарев приехал сюда уже директором завода. В Государственном архиве Кировской области сохранился акт передачи ему завода в Москве. Иван Андреевич был личностью действительно легендарной. Завод им. Лепсе был, во время войны, единственным заводом области, на котором не было неустановленного оборудования. Он собрал мощную команду профессионалов, которая в кратчайшие сроки поставила на поток электрооборудование для самолетов. И никакие самолеты они в небо не поднимали, как с пафосом пишут составители. У них были совсем другие задачи. И тут хотелось бы отметить главного технолога завода Михаила Ефимовича Едидовича. Именно он разработал поточные линии производства изделий, за что был награжден двумя орденами. Как недавно стало известно из Интернета, после войны Едидович работал вместе с Сергеем Павловичем Королевым. Под руководством Едидовича были разработаны и запущены в серийное производство высокотехнологичные управляемые ракеты класса «воздух-воздух» РС-1У, РС-2У, РС-2УС, Р-8Т и Р-8М.
Не этими ли делами и людьми должны мы гордиться?
Можно было бы привести еще массу примеров явной некомпетентности составителей в вопросах истории развития вятской промышленности. Но, думаю, что высказанного вполне достаточно. Хотелось бы, чтобы больше такие издания не поручались некомпетентным людям и энциклопедические издания выходили без малейшего признака вятской лыкообразной дырявости.
Александр Рашковский, краевед 24 февраля 2009 года.
|