'Бумажный' литератор о сетевом писателе
Любезный читатель, признаюсь в том, что с
душевным трепетом приступаю к написанию заметки. Почему? Признаюсь, первый
раз в жизни сочиняю о "сетевом
писателе" (хорошем, очень молодом и очень одаренном, работающем в разных
жанрах - эдакий "многостаночник") - о Юрии Леонидовиче Нестеренко. Имя
это, ежели ты не WEB-фанат, тебе ничего не говорит, а жаль. Стоит запомнить
его, стоит и познакомиться с его тру-дами многотрудными.
Может быть, кто-нибудь обратил внимание на мою статью "Сетевая литература",
где я писал, мол, литература уходит в Сеть. Так вот, Юрий Нестеренко никогда
ничего не публиковал в "бумажном" варианте, а в русской Сети он - известный,
почтенный сочинитель (когда я пытался обратить внимание литературных сетевиков
на его творчество, мне ласково ответили неласковые ухари, ты, Пригодич,
дурак старый, совсем рехнулся, кто же не знает Юрия Нестеренко). А я и
не знал о нем, пока случайно не набрел на его весьма затейливую, продуманную
страницу в "Веб-кольце
русских писателей". Читатель, врубай компьютер, запоминай адрес "кольца" (много
дельных авторов) - http://webring.opankey.com/rwwring.html.
Почему я выбрал Юрия Нестеренко? Помнишь, у Довлатова: дамочка спрашивает у
нью-йоркского шашлычника, почему одному из клиентов он дал шампур с невероятным
количеством жареного мяса, - мне он нра-вится, - гениально ответил продавец холестерина.
Страницу нашего автора уже посетили свыше 17000 зевак и ценителей. Семнадцать
тысяч - это серьезно, господа!
Читатель, товарищ мой высокий, я прекрасно понимаю, что ты тяжко трудишься или
учишься (что одно и то же). Ты устаешь, тебе не хочется после нелегкого дня забивать
голову всяческой квазиинтеллектуальной требухой (имя ей - океан). Творчество
Юрия Нестеренко чрезвычайно ЗАНИМАТЕЛЬНО, ты уж никак не соскучишься и не скукожишься
( вижу, как у многих пишущих козлов аж скулы перекосило, это слово для них низкое;
литература должна учить, спасать мир, вещать, угрожать и проч. - не верь, друг,
это все хитрые уловки хитрых негодников-плутов). Тексты должны быть ИНТЕРЕСНЫМИ,
стимулирующими мысль. А вот этого у Нестеренко - навалом. Итак, адрес сайта (основная
страница) нашего персонажа - http://yun.complife.net/ - ни в коем случае, родной,
не набирай лишнее WWW (не попадешь, куда надо). Набрал? Поехали…
Ну, натурально, нужно сказать несколько слов об авторе. Ему двадцать восемь
лет, кибернетик, автор компьютерных программ и игр, прозаик-фантаст, просто
прозаик, поэт, публицист, сатирик, юморист, постоянный сотрудник сетевого журнала
(толковейшего) "Компьютерра" (адресок прилагаю - http://www.computerra.ru/).
Писатель прибегает к псевдонимам: Джордж Райт и граф Этсенберг.
В своем "Личном деле" Юрий Нестеренко педалирует внимание на том, что он "атеист" (все
проходит, скажу с грустью, и юношеский бого-борческий пафос пройдет; как не вспомнить
бессмертные слова бессмертного Венедикта-Венички Ерофеева: больше пейте и меньше
закусывайте… это избавляет… от самомнения… и поверхностного атеизма), индивидуалист,
рационалист, антикоммунист и антифашист (вот с этим я согласен на сто процентов),
убежденный противник секса (а вот с этим я никак не со-гласен). Читатель, помни,
каждому - его…
Сайт Нестеренко простенько именуется "Ivory Tower" (ясное дело - башня из слоновой
кости). А мы переведем по-нашему: "Вышка из слоно-вой кости" (второе значение
Tower). Словечко "Вышка" мне душу греет: обиходное наименование расстрела (высшей
меры наказания в Совдепии). Кстати, в разделе "Проза" "висит" отличный рассказ "Исполнитель" про
чекистско-расстрельные дела, герой - философствующий следователь - именно "лепит" своим
подопечным "вышку" (новелла умна и сложна, я гаерски утрирую содержание). "Щелкаем
мышью" по стилизованному изображению врат-ворот: перед нами неведомый мир неведомого
демиур-га-сочинителя (http://yun.complife.net/1st.htm).
Раздел "Проза" включает "крупноформатные" фантастические ро-маны и повести, назовем
основные: "Охота за островом (Пилот с грани-цы)" (увлекательное чтение, к тому
же автор умно и остроумно классифи-цирует набившие оскомину клише "космических
опер"), "Ошибка Риллета Ри" (исповедь перебежчика, бежавшего в будущее)", "Рильме
гфурку" (философская притча о судьбах культур и цивилизаций; читатель, эти многосмысленные
понятия-мифологемы необходимо дифференцировать), "Вторжение" (элегантная полемика
с братьями Стругацкими), "Диктатор" (неисповедимы пути Господни: повесть необъяснимым
образом перекли-кается сквозь десятилетия с поздней, неопубликованной трагедией
Брюсо-ва "Диктатор", хранящейся в Отделе рукописей Пушкинского Дома; четверть
века назад я писал о ней).
Все текты "зазипованы", нужно повозиться… Хорошая специфическая проза в хорошем
специфическом исполнении и… читается легко… Почему-то принято думать, что от "настоящей" литературы
у читателя скулы должно сводить от "духоносности" содержания и "несъедобности" стиля.
Вранье! Читать текст Нестеренко легко, "въезжать" в подтекст трудно…
Рассказы (все тексты легко "раскрываются", сразу приходят на мо-нитор) автор
сам делит на фантастические и нефантастические. Занятно, наивно, но правильно.
Несколько рассказов просто превосходны: уже упоминавшийся "Исполнитель" (ниспровержение
легенды о "великой державе", "стране-динозавре с чудовищной тушей и крохотным
мозгом", да, читатель, автор имеет в виду Россию-Матушку; приведу фрагмент -
арестованный с понтом заявляет энкаведешнику-"следаку", мол, я служил не власти,
а отечеству - легендарное присловье многих интеллигентных дураков - и получает
в лоб: не приходила вам в голову простая мысль, что каково отечество, такова
и власть в нем), "Болезнь Карела Новака" (об ин-фернальном двоемирии нашего житья-бытья), "Конец
света" (воспомина-ние о будущем), "Сослагательное наклонение" (мрачная гротескная
фантазия на тему о том, как в России якобы победили белые, а в Германской Советской
Федеративной Республике - красные, а что из этого вышло - прочитай, узнаешь), "Спокойной
ночи, мама" (изощренный психологи-ческий отчет об "идеологическом" - Раскольников
навыворот - преступлении-матереубийстве).
Я, грешный, - составитель рифмованных текстов (неловко же сказать про себя:
поэт, все равно, что я - педераст), посему особую благо-склонность уделил разделу "Поэзия" (Юрий
Нестеренко - неоднократный лауреат Всероссийского Пушкинского молодежного конкурса
поэзии; хвастану - в мае я удостоился первой премии пен-клубовского "старческого" конкурса
рифмователей). Автор предлагает стихи 1987-2000 годов (на русском и английском
языках), читаешь и видишь, как он мужает, оттачивает мастерство (тексты хорошо
выделаны, что в наше время редко бывает), от-ковывает дух. Многие стихотворения
Юрия Нестеренко проникнуты историософским (не побоимся этого ставшего базарным
словечка) медом-духом: "Империя", "Антисоветские стихи", "Белогвардейские стихи", "Размышления
о временах не столь отдаленных", "Юбилей", "Всем возда-стся по вере…", "N", "Пир
Ивана III", "850" и другие. В русле этой славной и сладкой проблематики у нас
с поэтом произошла поэтическая дуэль в журнале "Лимб" (кому любопытно, см.: http://www.culture.all.ru/gbook/chat/guest.htm).
Смею думать с полным основанием, что многих привлечет раздел "Юмор" - богатый,
разноаспектный, в некотором роде "висельнический", что мне весьма по сердцу (процитирую
навскидку "Бестолковый словарь" и "Тетрадь черного юмора": Изгой - нееврей, получивший
израильское гражданство. Как, вы еще живы? Ну, это поправимо. Я, слава Богу,
атеист. Культ НАличности. Жизнь прекрасна и удАвительна).Скажу по-простецки:
все торчат на Фоменко - расторчитесь на Нестеренко, в пол-ный рост и в полный
кайф. Особое внимание рекомендую обратить на отличные "компьютерные приколы": "E-mail
римскому другу", "Аллегория для модема с хором", "Вредные советы (железячные)", "Десять
байт, ко-торые потрясли мир", "Компьютерная библия".
Раздел "Публицистика" (как и все прочие) опять же содержит весьма содержательные
материалы, например: "Конец каменного века" (злое раз-венчание пресловутого "прогресса",
мрачная компьютерная футурология, "Настоящий полковник, или Последняя ошибка
Ельцина" (нетривиальный взгляд на Путина).
Не лишним будет заглянуть в "Гостиную" (гостевая книга с разнообразными и разнокалиберными "отзывами";
читатель оставь свой, автор тебе непременно ответит) и в раздел "Ссылки" (щелкни "мышкой" и
мгновенно попадешь на исключительно интересные сайты, отвечающие взыскательному
и прихотливому вкусу Нестеренко: литература (фантасти-ка и "обыкновенная" - вплоть
до фан-клуба Стивена Кинга), юмор, автор-ская песня, политика (от официального
сайта "Демократического союза" до ""Майн кампф" нашего времени" - о Зюганове,
сайты-памфлеты на Лужкова-Примакова, раздел журнала "Скрижали", посвященный Ницше, "Энциклопедия
мировой авиации", "Парусные корабли" и др. Выбор сайтов (как и любой выбор)
весьма четко и точно характеризует того, кто вы-бирал и отбирал. Как? Пощелкай "мышью" -
узнаешь.
Пора завершать "загогулину". Читатель, я познакомил тебя с настоящим писателем.
Мир изменился - к счастью - слава Богу. В прежней России место Юрия Нестеренко
было бы в тюрьме (полистай его произведения, поймешь), а не в Сети (да и Сети
никакой, даже самой просоветской, быть не могло, потому что не могло быть -
во веки вечные). От всего сердца желаю автору реинкарнироваться в шуршащие, вкусно
пахнущие гранки типографского набора, обрести брутальное "бумажное" тулово-тело…
16 июня 2000 г.
|