Московский писатель Борис Акунин (псевдоним
элегантен и прозрачен: Б. Акунин - Бакунин) осуществил блестящий проект,
выпустив в из-дательстве "Захаров" (1998-2000
гг.) серию книг: "Азазель" (конспирологический детектив, время действия
- 1876 г.), "Турецкий гамбит" (шпион-ский детектив, время действия - 1877
г.), "Левиафан" (герметичный детектив, время действия - 1878 г.), "Смерть
Ахиллеса" (детектив о наемном убийце, время действия - 1882 г.), "Особые
поручения" (повесть о мошенниках - "Пиковый валет" и повесть о маньяке
- "Декоратор", время действия - 1886, 1889 гг.), "Статский советник" (политический
детектив, время действия - 1891 г.), "Коронация, или последний из романов" (великосветский
детектив, время действия - 1896 г.). Я специально столь тщательно воспроизвел
подзаголовки книг Бориса Акунина для того, чтобы читатель получил хотя
бы приблизительное представление об их жанровой принадлежности. Автор
плутует: его перу принадлежат детективы, тесно переплетенные с приемами
авантюрно-приключенческого романа, что только уве-личивает их притягательность
и привлекательность (в стиле и духе зани-мательного, но монотонного многотомного
цикла романов Пьера Алексиса Понсона дю Террайля о похождениях пресловутого
Рокамболя с тем суще-ственнейшим отличием, что книги Бориса Акунина чрезвычайно
компактны и сюжетно, и по объему).
Подзаголовок последнего романа, представляющий собой двусмысленный перевод
заключительной английской фразы (речь идет о послед-нем российском императоре),
содержит намек на то, что данное произведение - заключительное в серии.
Однако издательство анонсирует новые книги Бориса Акунина: "декадентский
детектив, этнографический детек-тив, мистический детектив, недетективный
детектив" и др.
Книги писателя пользуются широким успехом у публики (в питерских магазинах книготорговой
фирмы "Снарк" они расхватываются на лету, как горячие пирожки; до уличных лотков
просто не доходят). Романы акунинской серии удостоились сверхкомплиментарных
рецензий в самых фешенебельных периодических изданиях (от "Коммерсанта" до "Известий").
Критики долго гадали о том, кто является создателем этих книг (авторство даже
приписывали владельцу издательства). Недавно маска была сорвана. Под псевдонимом
Борис Акунин укрылся известнейший специалист по истории японской литературы и
культуры, заместитель главного редактора почтеннейшего "толстого" журнала "Иностранная
литература" Г.Ш.Чхартишвили. Раскрытие псевдонима и научной специализации автора
объяснило вызывавшее недоумение у критиков перенасыщенность романов тонкими
японскими реалиями и аллюзиями. Другом-слугой-наставником "сквозного" героя -
сыщика-следователя-любителя Эраста Петровича Фандорина ("толстый" намек на журналиста
Фандора, героя бесчисленных французских романов и фильмов о гениальном преступнике
Фантомасе) является японец Маса.
Читатель, мне нет нужды пересказывать сюжеты бакунинских романов: они настолько
занятны, занимательны и сложны, что даже пунктирное изложение любого из них превысило
бы объем моей заметки. Поверь мне на слово, они стоят того, чтобы взять их в
руки. Романы Бориса Акунина можно читать в любой последовательности, ибо каждый
из них представляет собой особый замкнутый мир. Эти книги можно и глотать, как
увлекательное бульварное "чтиво", и медленно смаковать, как хитроумные (тщательно
зашифрованные) постмодернистские тексты ("центоны"), в ко-торых невероятно талантливо
стилизуюся (пародируются: нет - одномоментно стилизуются и пародируются) сюжетные
ходы, темы, "дух и плоть" великой русской классической литературы (Лермонтов,
Толстой, Достоевский и т.д. и т.п.). Например, в финале повести "Декоратор" обыгрывается
(серьезно и пародийно одновременно) развязка рассказа И.А.Бунина "Чистый понедельник".
В акунинских книгах много дивной литературной игры, словесного карнавала, вербальных
изысков и исхищрений самой высокой пробы.
Главное - читать Бориса Акунина ужасно интересно (так теперь принято изъясняться):
погони, перестрелки, убийства, ограбления, пере-одевания, умственные поединки
и т.д. Книги невероятно экспрессивны и динамичны. Я упомянул в заголовке имя
знаменитого Умберто Эко, автора всемирно известных романов-трактатов "Имя Розы", "Маятник
Фуко" и "Остров накануне". Первая книга захватывающе увлекательна, две последующие,
увы, - псевдоученая тягомотина для высоколобых интеллектуалов (точнее, для персон,
причисляющих себя к таковым). Книги Эко пере-насыщены средневековыми христианскими
(псевдохристианскими) реалиями и аксессуарами в католическом изводе, что не
всегда по сердцу русскоязычному читателю. Борис Акунин великолепно знает реалии
старой императорской России, тонко внедряет их в сознание и подсознание читателя,
подводит к несложным сопоставлениям с современностью (разумеется, не в пользу
последней). Помимо всего прочего, романы Бориса Акунина представляют собой некий
занимательный справочник по истории России последней четверти XIX века. Читать
такое просто усладительно, приятно и славно.
Свойствен писателю и весьма своеобразный юмор, так, популярнейшая желтая газета
именуется "Московский богомолец", недурно, а? Еще: в романах упоминается его
светлость князь Корчаков (речь идет о вели-чайшем русском дипломате, однокашнике
Пушкина по Лицею светлейшем князе (с 1871 г.) А.М.Горчакове). В титуловании князя
автор намеренно опускает слово светлейший, прекрасно зная, что просто к князю
обращались "Ваше сиятельство", а к "светлейшему" - "Ваша светлость". Изящная
шутка сурового знатока. Читатель, тебе все это покажется чепухой, но это - юмор
для посвященных и "продвинутых" Подобные примеры можно тысячекратно умножить...
На закуску: в романе "Азазель" вышучиваются пресловутые "Протоколы сионских мудрецов".
Естественно, Борис Акунин пародирует и классиков детективного жанра: прежде всего
Артура Конан-Дойла и Агату Кристи, творцов дву-единых героев (сыщики и их alter
ego) - Холмс-Ватсон и Пуаро-Гастингс. Персонажи английских авторов, видимо, гомосексуалисты,
их доблестные помощники - бисексуалы (намеки на это щедро рассыпаны на страницах
романов и рассказов сэра Артура и леди Агаты). У московского писателя и Фандорин,
и Маса - оба бисексуалы, хотя их создатель дает понять чита-телю, что их духовная
связь иногда выходит за рамки приличий, канонизированных позапрошлым веком).
Читатель, я никоим образом не рекламист, но поверь, если ты прочитаешь хотя
бы одну книгу Бориса Акунина, то потом жадно проглотишь их все…