Генеалогия, архивный поиск, история семьи, составление родословных
Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поиск

Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поискГлавная Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поискАрхив Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поискГенеалогия Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поискСписки архивов Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поиск Услуги сайта Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поиск Пишите

Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поиск Об авторе

Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поискКаталог сайтов

Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поискПресс - релизы

Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поискЧАВО

Генеалогия, история семьи, составление родословных, архивный поискКарта сайта

Рассылки Subscribe.Ru
Партнёры "Архивного дела"

Юлия Григорьева - новый партнер и соавтор "Архивного дела".

Находка: еврейские документы в Забайкальи

Родословные Забайкальских казаков. Сборник, часть2


Сретенские евреи. История неудавшегося выселения
(новое исследование Юлии Григорьевой, впервые опубликованние в "Живом журнале")

К истории еврейского сообщества ст. Сретенской, и, в частности, сретенского купца Андоверова, исследователи обращались неоднократно, на эту тему написано достаточно много работ.

Сретенские евреи
Хочу рассказать об одном архивном деле, касающемся еврейской диаспоры Сретенского уезда, с генеалогической точки зрения. Если известно, что ваши предки были евреями и проживали в Сретенском уезде - колоссальным подспорьем в поисках станет дело №13530 (ГАЗК ф.1о оп.1 д.13520) с интригующим названием "Дело о причинах быстрого увеличения евреев в селениях Сретенских".

Этого дела не возникло бы в природе, если бы в феврале 1886 года доверенный от еврейского сообщества - Сретенский 2 гильдии купец Яков Самойлов Андоверов не подал Военному губернатору Забайкальской области (далее- ВГЗО) прошение о разрешении постройки в ст. Сретенской молельни, мотивируя тем, что в Сретенске и близ него проживает оседло 35 еврейских семей, еще 27 проживают временно, общее количество евреев, нуждающихся в отправлении религиозных треб составляет 358 душ обоего пола.
Сретенские евреиВ составленном на 6 листах списке евреев и их семейств представлены фамилии Розенберг, Орликов, Вейнеман, Михайловский, Люберская, Андоверов, Фаликов, Мусатов, Кафиельс, Мендельбаум, Балбос, Мошкович и мн. др.
Одновременно с этим прошением к Военному губернатору стали поступать жалобы и приговоры станичных сходов о том, что в Сретенске наблюдается небывалый наплыв евреев, причем многие из них приписаны к другим обществам, что скот, принадлежащий евреям, травит покосы и пахотные поля, принадлежащие казакам. В выражениях не стеснялись, упирая на то, что у многих сретенских евреев нет видов (на жительство), нет занятий, называя понаехавших "вопреки закону" не иначе как "всякий сброд, в том числе и ссыльные".
ВГЗО потребовал от местного полицейского управления изучить вопрос и представить объяснение.


13 июля 1886 года Начальник Нерчинского окружного полицейского управления за №6495 сообщил, в частности, следующее:
"Причиной сильного притока евреев в Сретенск надо считать то условие, что селение это, будучи чуть не первым промышленным и торговым центром в области, имея громадное экономическое значение в навигационном отношении по всему Амурскому краю служит фокусом для материальных стремлений этого спекулятивного элемента. В 1884 и 1885 г в Китайскую Желтугу* собралось не менее 2/3 всех проживающих по области и Амурском крае евреев. Конечно, не всем удалось нагреть там руки, и вот, охвостья этих проходимцев при очищении Желтуги от хищников в январе сего года остановились в Сретенске, как первом ближайшем торгово-промышленном пункте...".
И понеслась душа в рай....
За короткое время полицейскими были из всех углов и закоулков, самых дальних селений извлечены и пристально рассмотрены все проживающие в округе евреи. Обнаружен был даже проживающий с незапамятных времен старичок Михаил Маркевич - австрийский подданный из г. Люблин, считающий себя от роду 72 лет, никуда не причисленный и документов не имеющий.
Сретенские евреиВ деле содержатся изумительные по информативности списки евреев - мещан, крестьян, отставных солдат и нижних чинов, ссыльнопоселенцев, проживающих вне черты оседлости с указанием времени прихода, недвижимого имущества, находящегося в собственности и т.д.

Как известно, российским законодательством был определен ряд губерний, где предписывалось проживать евреям - Бессарабская, Виленская, Витебская, Волынская, Гродненская, Екатеринославская, Ковенская, Минская, Могилевская, Подольская, Полтавская, Таврическая, Херсонская и Черниговская губернии, образующие черту оседлости.
Проживание вне черты оседлости, согласно ст.16 и ст.17 Устава о паспортах, допускалось в порядке исключения для евреев в случаях, если они были:
- купцами 1 гильдии, имеющими дипломы на ученые степени;
- докторами медицины и хирургии, а равно магистры или кандидаты по другим факультетам университета;
- механиками, винокурами, пивоварами и другими мастерами и ремесленниками.
Специальным циркуляром МВД Забайкальской области от 15.03.1886 г. №624 евреям запрещалось селиться ближе 100 км от китайской (и иной межгосударственной) границы с Россией:
"Сосланные в Сибирь евреи и семейства их поселяются на общем основании к деревням старожилов, но не ближе 100-верстного расстояния от китайской границы и вообще от границ с неподвластными России народами...."
В соответствии с дополнением к циркуляру №624, правом повсеместного проживания в Российской империи так же пользовались лица:
- окончившие курс в ВУЗе, в т.ч. по медицине;
- аптекарские помощники, дантисты, фельдшеры и повивальные бабки;
-изучающие фармацию, фельдшерское и повивальное искусство.

Власти с весьма правдиво изображенными оторопью и возмущением рапортовали ВЗГО, что проживающие в Сретенске евреи под упомянутые исключения не подпадают, заняты исключительно торговлей и спекуляцией, а в селениях заняты ремеслами, являющимися лишь благовидным предлогом для проживания, например - изготовитель чернил и переплетчик книг.
Меж тем, оглядев дома и строения Сретенской станицы, местные власти пришли к выводу, что строящийся за селом к горе по Верхней улице большой деревянный дом купца Вейнермана и есть та сама молельня. Напрасно Вейнерман уверял, что строит дом для своей семьи. Стройка была осмотрена, о чем составлен Акт от 14 марта 1886 года, из которого следует, что в наличии имеется сруб 8 саженей в длину и 5 саженей в ширину (примерно 16Х10 м), что венцов планируется 14, что внутри дома имеются капитальные стены, делящие пространство на 5 отделов, планируется передняя, несколько комнат и "большое зало", в доме планируется 15 окон, каждое размером 3 х 1,5 аршина.
Станичники с актом не согласились и доверенные лица - урядник Василий Вологдин и казак Виссарион Шайдуров составили заявление о том, что "уж конечно, всякий может строиться по своей фантазии, но дом этот к жилому помещению положительно не подходит" и более похож на клуб.
Местное станичное правление подбавило жару, написав ВГЗО, что от сретенских евреев станичному обществу никакой пользы нет, а один только вред.
Бюрократическая машина со скрежетом начала переваривать документы, подаваемые обеими сторонами, и какбэ уже прислушиваться к просьбам о немедленном выселении всех и навсегда... а полицейские с ног сбились, составляя различные списки и ответы на срочные запросы, телеграммы и предписания.

Но сретенские евреи сложа руки не сидели и решили бороться с бюрократией и несправедливыми, по их мнению, обвинениями в приносимом ими вреде и обзывательствами цивилизованными методами, а именно - документами.
Прошение, доказывающее законность пребывания каждого из его доверителей-евреев, подал купец Гедалий Исайев Добисов. А доверители к прошению присовокупили целую гору бумаг - купчие крепости, дарственные на дома, свидетельства на право постройки, удостоверения на отвод участков земли, билеты на порубку леса, контракты на аренду места под постройку лавки, разрешительные документы от Войскового Хозяйственного правления ЗКВ, запродажные записки, копии квитанций об уплате множества налогов, сборов и податей, планы на постройку домов, утвержденные, на минуточку, самим Военным Губернатором; копии приговоров Сретенского станичного общества на согласие пользоваться землей, билеты на отвод квартир, свидетельства на выгон скота, квитанции об уплате налогов на постройку мостов и квартирной повинности, ремесленные свидетельства и приказчичьи удостоверения....
А ведь для получения каждого официального документа нужно было уплатить сбор, да приклеить марку, а уж налогов и пошлин было уплачено...

сретенские евреиДокументы, начинающиеся с листа 149, уникальны - практически по каждому еврею, имеющему в Сретенске дом, приведена история его покупки с датами, участниками сделки - ну просто мечта генеалога....
"Моисей Розенберг - поселился в Сретенске в 1865 г. 3 февраля 1886 купил он у отставного унтер-офицера Сучигова дом, запродажная надпись за который засвидетельствована того числа в Сретенском станичном правлении.....и далее вся история сделок с этой недвижимостью - с датами, лицами, суммами(л.154)
Тем временем, власти продолжали вылавливать неучтенных ранее евреев, и список увеличился до 90 человек.
А местное население, недовольное промедлением в решении вопроса с выселением, строчило жалобы о том, что они, "заботясь о благоустройстве (станицы), находят в прямом противоречии к этой цели находящееся сзади лавки купца Андоверова на самовольно захваченном месте уродливое устройство, служащее входом в подполье лавки, сузившее улицу, загородившее главный въезд (как? если оно сзади лавки), о том, что купцы Андоверов и Добисов вопреки запретительному решению станичного правления нахально продают мясо, стали оспаривать документы, подтверждающие законность сделок о приобретении недвижимости и даже квитанции об уплате сборов, мотивируя тем, что казначей станичного правления был неопытный и малограмотный, и что именно писать на квитанции - ему продиктовал лично Андоверов. До погромов еще не дошло, но вывески с лавок уже срывали... Основными целями, как нетрудно догадаться, были Андоверов и Добисов. Станичники пытались доказать, что абсолютная и всепоглощающая вредность евреев вызвана уже самим фактом их проживания в станице.

Пользуясь случаем проезда Приамурского Генерал-губернатора барона А.Н.Корфа, Андоверов подал ему прошение, в котором затронул тему "еврейского вопроса". Да, писал он, евреев обвиняют в том, что они лишь торгуют. Сретенск, в силу своего географического положения является преддверием пути на Амур. И если бы не торговля, то чем был бы Сретенск, как не таким же захудалым поселком, каких немало по р. Шилке? В частности, он указал также на то, что приговоры станичных обществ дышат вопиющей неправдой и игнорированием закона. Для примера он прилагал приговор Епифанцевского поселка, о котором писал: "пусть он служит живой картиной того, что такое вообще приговор Сретенского общества". Прошение это осталось без последствий.
Одним из завершающих документов в деле является прошение на имя ВГЗО, составленное от имени доверителей (в т.ч. Андоверова и Добисова) их поверенным - состоящим в армейской пехоте штабс-капитаном В.Г. Домниным (л.439).
В основательном, на нескольких листах, прошении, штабс-капитан Домнин привел доводы, подтверждающие законность пребывания своих доверителей в Сретенске, и, одновременно опровергая доводы и доказательства станичного правления, "прошелся" и по местному казачеству в целом: "Если Донское казачество, окрепшее столетиями исторической своей жизни и сложившимися в ней юридическими воззрениями и традициями, допускает возможность проживания евреев в своей среде, приобретения ими недвижимости и возникновение в этой области частной поземельной собственности ,явление не редкое и не феноменальное, то что же говорить о Забайкальском казачьем войске, об этом искусственно созданном военном элементе, считавшем свое историческое рождение только годами? Право собственности подтверждается документами и всякие приговоры не применимы. Когда еще казак был простой работник и батрак горных заводов, еврей уже проживал в его среде и на той самой земле, которая ныне, почему-то, не в состоянии его держать. Право торговли законом так же не отменено."

Итогового документа в деле нет, по-видимому губернатор взвесил все плюсы и минусы пребывания евреев в Сретенской станице и дал команду остановиться, а истерия с массовым выселением торгующих евреев из Сретенская постепенно заглохла. Экономика станицы продолжила развиваться, а о купце Андоверове и других купцах Сретенска более, чем через 100 лет написано так: "...Собственность «империи» Андоверовых свидетельствовала о размахе еврейских купцов Сибири: пароходные, горно-промышленные и торгово-промышленные предприятия, паровые заводы (кожевенный, шубный, красочный, мыловаренный, лесопильный, клееваренный, пимокатно-войлочный), центральная электрическая станция. Андоверовы производили и поставляли шубы, сбрую, приисковую обувь, вели оптовую и розничную торговлю мануфактурными, галантерейными, бакалейными, табачными, кондитерскими, гастрономическими и другими товарами. Принадлежащие им пароходы, в том числе «Батрак», построенный в 1896 г. в Сретенске, доставляли грузы по Шилке и Амуру. Я. С. Андоверов внес неоценимый вклад в укрепление обороноспособности России...." (Источник: http://encycl.chita.ru/encycl/person/?id=8851 © Энциклопедия Забайкалья)

Сретенск

________
* Китайская Желтуга - речь идет о самопровозглашенной Желтугинской республике, она же - Амурская Калифорния, почитать можно тут: aleks070565.livejournal.com/6512919.html

 Приглашаем архивистов, геналогов, историков

 


Архивные новости


Ономастика - история фамилии









© Copyright 2002-2024

Архивное дело. Генеалогия. Родословные. Поиск.

Рассылка 'Генеалогия, история семьи'